Вход для пользователей
Забыли пароль?   Регистрация
О федерации Новости Фото Файлы Статьи Контакты
 

1. По образцу классических шахмат, в игре в 100-клеточные шахматы принимают участие две группы шахматных фигур, имеющих различную окраску (условно, «белые», «черные»). Каждая из групп содержит 10 пешек, 8 традиционных шахматных фигур и 2 дополнительные разноплановые шахматные фигуры.
Шахматные фигуры традиционного ряда сохраняют все, свойственные им, функции и игровое предназначение.                                                               
У
величение количества игровых квадратов на новой шахматной доске позволяет расширить спектр действий известных шахматных фигур и такие фигуры как Ферзь, ладья, слон усилились. За счет увеличения игрового пространства на шахматной доске указанные фигуры обрели дополнительные возможности для маневрирования в ходе игры  и  контроля,  вновь появившихся, игровых полей.

2. В связи с появлением на новой шахматной доске 2-х дополнительных вертикалей «i» и «k», в состав шахматных фигур классического образца, добавляется по 2 пешки с каждой стороны, занимающих места в «пешечных рядах» (2-я и 9-я горизонтали), внешний вид которых и функциональные свойства, ничем не отличаются от традиционно существующих пешек.
3. К комплекту традиционно-известных шахматных фигур, дополнительно вводится в каждую группу по 2 новые разноплановые шахматные фигуры под названиями:General(«Генерал») и Zany («Шут»). (Диаграмма 1, пункты 3 и 4).
Новые шахматные фигуры принципиально отличаются от традиционно существующих шахматных фигур не только своими внешними признаками, но и функциональным предназначением каждой из них, внося дополнительное разнообразие и динамику в шахматную игру.
Каждая из новых фигур  действует в известном игровом режиме: может совершить ход, сбить любую фигуру противника (в соответствии с Правилами игры), создавать атакованные поля, защитить собственные фигуры, объявить «шах» Королю и ставить ему «мат».

4.  ФИДЕ признает для шахматных турниров алгебраическую нотацию и рекомендует использование её  в шахматных соревнованиях повсеместно:

а).  Буквенные обозначения шахматных фигур, принятые ФИДЕ в английском представлении  (в скобках русские обозначения шахматных фигур):

«K» – King,  (Король – рус. «Кр»); «Q» – Queen, (Ферзь – рус. «Ф»); 

«R» – Rook, (ладья – рус. «Л»);      «B» – Bishop, (слон – рус. «С»);

«N» – Knight, (конь – рус. «К»);     «G» – General, (Генерал - рус. «Г»);

«Z» - Zany,  (Шут – рус. «Ш»);  пешки буквенного обозначения не имеют, указываются только поля их нахождения и перемещения.

в).  Изменения шахматной терминологии: 

- взятие фигуры обозначается знаком «х»,  вместо «:»;

- «шах» обозначается знаком «+»,  как и раньше;

-  двойной «шах» -  «++»;

-  «мат» - «#»;

-  взятие  пешки  «на проходе»  обозначения не имеет. 

5.  В описаниях настоящих Правил игры  я  обозначаю наименования фигур Короля, Ферзя, Генерала и Шута с большой буквы потому, что указанные фигуры, у каждой из сторон, представляются в единственном экземпляре и носят имена собственные.

К примеру: Король, Ферзь, Генерал, Шут на шахматной доске - это не должности, занимаемые  указанными  персонами  в бытовом понимании с известным кругом полномочий и обязанностей, а символические наименования шахматных фигур. Названия вышеуказанных шахматных фигур приравниваются к таким именам, как Наполеон, Цезарь - если бы такие фигуры были введены в шахматную игру.

Не следует забывать о том, что слово король (в бытовом понимании) происходит от имени Карл Великий (Carolus Magnus - 742-814г.г.), который успешно правил Франкским государством, был коронован в Риме в 800 году как император и прославился как выдающийся государственный деятель. После Карла Великого, имя  Carolus, заключавшее в себе символы власти, величия,  могущества, благополучия,  стало нарицательным.  Руководители многих стран,  считали для себя за честь называться королями. Так имя великого полководца (Карл Великий выиграл порядка 50 сражений) стало почетным названием должности государственного руководителя.                                                                   

В шахматах Король – это имя шахматной фигуры, в какой-то степени, сохраняющей в себе величественную память о Карле Великом.  Ферзь, Генерал, Шут – это именные названия шахматных фигур.  

6.  Шахматные фигуры Генерал  и  Шут  одинаковые по высоте (без надфигурных украшений) и размеры их высот составляют среднеарифметическую величину (примерно) между высотами Ферзя и слона.
7.  Расстановка шахматных фигур на 100-клеточной шахматной доске в момент начала игры имеет следующий порядок: традиционно, Король сохраняет за собой вертикаль «е», Шут занимает вертикаль «d» и находится рядом с Королем, Ферзь перемещается на вертикаль «f», а Генерал занимает место рядом с Ферзем на вертикали «g». Фигуры классического образца занимают квадраты в соответствии с порядком, свойственном классическому варианту шахматной игры. ( Диаграмма 1).
8.
 В связи с перестановкой Ферзя с вертикали «d» (в классике) на вертикаль «f», поменялись местами фланги.  «Королевский фланг» образовался слева,  «ферзевый фланг» - справа (от играющего «белыми» фигурами). Соответственно,  поменялись местами королевские рокировки: короткая рокировка слева,  длинная рокировка справа (со стороны "белых" фигур).
9.  Нотация шахматных партий и диаграммные представления ведутся в традиционном плане.
10.  Порядок записи шахматных фигур, учитывая их важность и игровые способности, следующий: K (Кр),  Q (Ф),  R (Л),  G (Г),  Z (Ш),  B (С),  N (К),  п.п..

11.  Права шахматных фигур.

Шахматная  игра  нам  близка,  в  первую очередь, потому, что шахматы олицетворяют собой высший порядок, которого  нам недостает в жизни.
Права всех шахматных фигур в процессе игры должны быть равными.
Это значит, что каждая из шахматных фигур в любой момент игры,  имеет право: сделать требуемый ход, воздержаться от невыгодного хода, атаковать и сбивать фигуры противника, защищать собственные фигуры, быть защищенной или защищаться самостоятельно, создавать атакованные поля, объявлять "шах" Королю, ставить ему "мат", - действовать в соответствии с Правилами  стоклеточных шахмат.

Не следует смешивать понятия, связанные  с  правами  шахматных фигур и их функциональными особенностями в ходе игры.  
В функциональном отношении отдельные фигуры или  группы фигур имеют отличия, действуют различно и разнообразно.  Функции шахматных фигур, их игровые возможности, определяющие  силовой фактор каждой из фигур, четко прописаны. Правовая основа среди шахматных фигур подразумевается.  
Если  шахматная фигура, во время игры, ограничена в правах, то такое положение следует считать несправедливым.                                                   Рассматриваются  два  случая, где позиции автора 100-клеточных шахмат не совпадают с общепринятыми нормативами, действующими в классических шахматах:

-  запрет Королю произвести классическую рокировку в момент атаки на  Короля  со стороны фигуры противника, проще говоря   в момент объявления Королю «шаха»  (подробно, Раздел  9, «Рокировки», пункт 3);

-  не учитывается атакованное поле, созданное шахматной фигурой одной стороны, в момент двойного хода пешки другой стороны  (подробно, Раздел 11, «Атакованное поле», пункт 1).
Аналогом для создания 100-клеточных шахмат явились классические шахматы.  Принципы и Правила игры в классические и 100-клеточные шахматы, в основном, совпадают, но, составляя Правила игры в 100-клеточные шахматы, я допустил ряд отклонений от Правил шахмат ФИДЕ.

В стоклеточных шахматах никаких запретов для действий шахматных фигур, в процессе игры, нет.

1. Права у всех шахматных фигур в процессе игры равны,  что создает предпосылки  для следующих пунктов Правил игры:

2. Любая шахматная фигура одной стороны  имеет право атаковать и сбить любую шахматную фигуру другой стороны.

3. Король является главной шахматной фигурой, но он является шахматной фигурой и потому в процессе игры может быть сбит любой шахматной фигурой противника.

4. Король одной стороны  имеет право атаковать Короля другой стороны, а также Король одной стороны может сбить Короля другой стороны. 

Специфика действий Короля состоит в том, что  Король одной стороны  может вступить в схватку только с Королем другой стороны. Если Король одной стороны завяжет выяснение отношений с шахматной фигурой другой стороны, то не исключается, что Король может быть сбит и это  приведет к поражению в данной шахматной партии.

В схватке Королей,  Король одной стороны может рисковать собой в такой мере, в какой подвержен риску Король-соперник.  

12.  На диаграммах представляется ряд позиций с возможными  разрешениями, которые могут иметь место в процессе  игры.

Каждая из диаграмм  имеет свое название и посвящена определенной тематике. В целях сокращения количества диаграмм, диаграммы разделены на отдельные отсеки. В каждом из отсеков диаграммы рассматривается ситуация, которая может возникнуть в игре, или которая может послужить примером в рассмотрении подобных позиций. 

Во всех случаях первый ход делают «белые» фигуры.

 

Авторское право © Все права защищены.

Сайт работает на LinkorCMS Copyright © Федерация стоклеточных шахмат 2002 Все права защищены