Федерация стоклеточных шахмат
Вход для пользователей
Забыли пароль?   Регистрация
О федерации Новости Фото Файлы Статьи Контакты
 

Ходом  называется перемещение играющим одной из его фигур с одного поля на другое, свободное или занятое фигурой партнера (исключая рокировку). (Правила шахмат ФИДЕ, Статья 4, пункт 1, Милан, 1992г.).

1. Завершенный ход шахматной фигуры.

Любой ход шахматной фигуры на шахматной доске имеет свое начало, завершение и состоит из нескольких фаз движения.

Началом хода в классике считается прикосновение к фигуре (Правила шахмат ФИДЕ-1992,  Статья 7).

По аналогии с классикой, началом хода в стоклеточных шахматах является прикосновение к шахматной фигуре руки играющего.

Прикосновение к собственным фигурам осуществляется в 2-х случаях: при совершении хода и поправлении расположения фигур.

При поправлении фигуры, желательно,  вслух не объявлять: "поправляю!".

Поправлять собственные фигуры, в процессе игры, следует сразу после сделанного хода, и производить не более 2-х поправок подряд.

В случае  прикосновения к собственной фигуре,  играющий должен этой фигурой ходить, в случае прикосновения к фигуре противника,  играющий должен эту фигуру брать. Отказ  играющего выполнить указанное условие игры, приравнивается к «невозможному ходу», за что назначаются штрафные санкции. (Параграф 3, пункт 2  настоящего раздела).

Во внимание не принимается случайное падение фигуры,  при неловком движении руки играющего.  Играющий,  уронивший фигуру (свою или противника), восстанавливает ее на место за счет своего времени.

Завершением хода считается  отстранение руки играющего от шахматной фигуры, сделавшей ход

Все движения  шахматной фигуры,  связанные с ее  перемещением,  взятием  фигуры противника, превращением пешки в фигуру, рокировками..,  происходящие  между начальной и завершающей стадиями хода,  следует  считать незавершенным ходом.

Процесс передвижения фигуры на шахматной доске, или установление ее в какой-либо квадрат, при условии, что фигура рукой играющего не отпущена, опираясь на Правила ФИДЕ, составляет незавершенный ход.

Бывают случаи, вызывающие споры (особенно в блиц-партиях), когда игрок поднял фигуру над шахматной доской и установил ее в какой-то квадрат, но, не отпустив фигуру рукой, в последний момент, заметил более выгодный ход. В этом случае, шахматист имеет право эту же фигуру переставить на любой, другой,  третий квадрат, до тех пор, пока фигура не будет отпущена рукой.  В этом  формальных нарушений Правил игры нет.

Если играющий снял свою фигуру с поля и установил (или еще не установил) ее на другой квадрат, совершив незавершенный ход (фигуру рукой не отпустил) и, при этом, в последний момент, заметил ошибочность хода и необходимость дополнительного продумывания сложившейся ситуации, то он должен продумывать свои решения с фигурой, находящейся в руке. Поднятую над шахматной доской фигуру, ставить на прежнее место не  следует. Об исключениях ниже («невозможный ход»).

Любые ответные действия  противоположной стороны могут производиться только в результате завершенного хода,  когда фигура, переместившаяся на какой-нибудь другой квадрат, отпущена рукой играющего.

В Правилах шахмат ФИДЕ (1992г.)  точно определяется завершение хода: "перемещение фигуры на свободное поле, когда рука играющего отпустила фигуру". (Статья 6, пункт 1).

Завершением хода считается отстранение руки от установленной  в  какой-либо  квадрат шахматной фигуры, а не нажатие кнопки  переключения  шахматных часов.

Переключение шахматных часов производится той рукой, которая совершила завершающую часть хода.

Все действия, связанные с произведением хода осуществляются, как и в классике, одной рукой.

2.  «Прямые ходы»  («forward stroke») и «Огибающие» ходы  (enveloping the course).

Прямые ходы шахматных фигур  осуществляются по прямым линиям (вертикаль, горизонталь, диагональ) в соответствии с Правилами игры.  

 Две новые шахматные фигуры, именуемые Генералом и Шутом, имеют оригинальные функциональные способности и кроме «прямых» ходов, они могут совершать, так называемые, «огибающие» ходы.

«Огибающие» ходы новых шахматных фигур, производимые в пределах 2-х близлежащих квадратов, характерны тем, что фигура, через один квадрат, осуществляет отклонение в какую-либо сторону, в соответствии с ее функциональными особенностями.

«Огибающий» ход – это разновидность «прямого» хода.  «Прямой» и «огибающий» ходы совершаются новыми фигурами по свободным от фигур квадратам, являются равнозначными и производятся в традиционном плане, по известному принципу перемещения любой  фигуры на шахматной доске. 

Ход шахматной фигуры через квадрат («прямой» или «огибающий») или на более дальнее расстояние, по своему значению и техническому проведению, приравнивается к ходу на соседний квадрат и носит одномоментный характер. Это значит, что между началом хода и завершающей его стадией на шахматной доске никакие другие действия не происходят, кроме самого хода фигуры.

«Огибающие» ходы Генералов и Шутов рассматриваются подобно ходам коня, который перемещается с одного поля на другое огибающим  движением, с той разницей, что новые фигуры прыгающими свойствами не обладают и их путь следования должен четко просматриваться.

Может показаться, что описанные выше ситуации с участием Генерала и Шута,  представляются оригинальной новостью, склонной вызывать удивление и споры.

На Диаграмме 2, пункт 3 и Диаграмме 3, пункт 3 показаны взятия фигур противника огибающим путем. Создаётся впечатление, что новые фигуры, сбивая фигуры противника в процессе хода, моментным образом открывают Королей под удар  со стороны фигур противника. Это не так.  Новые фигуры, совершая свои ходы, Королей под удар не ставят.  

Дело в том, что подобное поведение шахматных фигур наблюдается  и  в классике:

 Диаграмма 2. «Генерал», пункт 3.

3.  Незащищенный «черный»  слон пришел на квадрат  b3  и атакует Гс2, устраивая «связку»  Гс2  с  Крd1, но попал  в зону контролируемых Генералом полей и может быть сбит.  Нотация данного эпизода:  Гс2xb3 и может показаться, что Генерал сбил слона напрямую, по диагонали.  Это не так. Гс2  делает «огибающий» ход и  может сбить Сb3, пройдя через один из квадратов: с3 или b2. Ход слона на поле b3 был ошибочным. 

Генерал передвигается не поэтапно (с квадрата на квадрат), этот ход не разделяется на части, а совершается в один момент.  Если бы квадраты  с3 и  b2  были заняты фигурами (своими или противника), то атака  Сb3 состоялась бы, а также, если бы слон атаковал  Гс2 с квадрата  а4, то  у  Гс2 атакующего ресурса не хватило бы, чтобы сбить слона.

В этом эпизоде рассматривается еще один важный момент игры. Раз  Гс2 сбивает Сb3, проходя через один из квадратов  с3  или  b2, то не получается ли так, что Гс2, уходя из занимаемого поля за слоном, временно, моментным образом, приоткрывает  Kd1  (Крd1) для «обстрела» его со стороны  Сb3?

Выше говорилось, что в процессе хода шахматной фигуры никакие побочные действия не происходят и позиция может рассматриваться в случае завершенного хода.  Гс2  движется к квадрату  b3  моментным образом. Поэтому, условий для «шаха» со стороны  Сb3  нет.

Диаграмма 3. «Шут», пункт 2.

 

2. Аналогичная ситуация с Шутом.  Не защищенная Ra2 (Ла2) напала на Zc2  (Шс2), устроив «связку» фигуры с Kd2  (Крd2), но попала в зону полей, контролируемых или атакованных  Zc2  (Шс2)  полей. Zc2 (Шс2), совершая «огибающий» ход,  проходит к квадрату  а2  через один из квадратов: b1 или b3.  Zc2  (Шc2), сбивая Ra2  (Ла2), действует не по горизонтали, а по одному из диагональных направлений, через один из квадратов  b1  или  b3. В данном случае, ход ладьи на квадрат а2  был ошибочным.

Zc2  (Шc2), проходя к квадрату  а2, Kd2  (Крd2) под атаку, исходящую от  Ra2  (Лa2)  не подставляет, так как действует одномоментно.  Ra2  (Лa2), в момент перемещения Шута, не способна атаковать  Kd2  (Крd2),  так как  Ra2  (Лa2)  может начать действовать только после завершения хода Шутом, а не в процессе самого хода. 

Если бы Ладья была защищена собственной фигурой, то Zc2  (Шс2)  был бы «связан», если бы поля  b1  и  b3  были заняты фигурами (своими или противника), то атака  Ra2 (Лa2)  была бы реальной.

Пока, одной из сторон,  ход не завершен в полной мере, ответного хода быть не может.

Ход шахматной фигуры через квадрат («прямой» или «огибающий») или на более дальнее расстояние, по своему значению и техническому проведению, приравнивается к ходу на соседний квадрат и носит одномоментный характер. Это значит, что между началом хода и завершающей его стадией на шахматной доске никакие другие действия не происходят, кроме самого хода фигуры.

Может показаться, что описанные выше ситуации с участием Генерала и Шута,  представляются оригинальной новостью, склонной вызывать удивление и споры. Дело в том, что подобное поведение шахматных фигур наблюдается  и  в классике:

Диаграмма 2. «Генерал», пункт 5

 

5. Показана позиция, которая может иметь место  в  классических шахматах.

Пример: «белые» - Rh10  (Лh10), Bi10  (Сi10);  «черные» - Kk7 (Крk7), Ri6 (Лi6), Bh5  (Сh5), Nk8 (Кk8), g8;

Bi10xg8  (Сi10Xg8), проходя через квадрат  h9, моментным образом «обстреливает» Kk7  (Крk7). Rh10xh5  

h10xh5), проходя через квадрат  h7, моментным образом атакует  Kk7 (Крk7). Такие и подобные  им моментные удары по Королю со стороны фигур противника не учитываются, так как они происходят в процессе самого хода

Кроме вышесказанного, Bi10  (Сi10), направляясь к пешке g8, проходит через квадрат  h9, атакованный Nk8 

k8),  а  Rh10  (Лh10)  по пути к Bh5  (Сh5), проходит через квадраты  h9  и  h7, атакованные Nk8  (Кk8), а также через квадрат  h6, атакованный  Ri6  (Лi6). 

Шахматные фигуры одной стороны  свободно проходят через атакованные поля, устроенные фигурами  или Королем другой стороны, так как перемещаются одномоментно. Фигуры Генерал и Шут действуют аналогично фигурам классического ряда.

Любая позиция может рассматриваться только в случае завершенного хода.

3.  Невозможный ход.

Невозможный ход – это ход шахматной фигуры не свойственный установленным  Правилам игры.  Неправильный, ошибочный ход.               

1.  Невозможный ход может рассматриваться только в случае завершенного хода (рука играющего отстранена от шахматной фигуры). Если ход не завершен, то играющий обязан сделать правильный ход этой же фигурой.

В Правилах шахмат ФИДЕ, вступившими в силу с 1 июля 1997 года, говорится: «Невозможный ход считается сделанным, если были пущены часы партнера. В этом случае партнер, не делая  ответного хода, имеет право потребовать выигрыш». (Приложение, С.Блиц, С3).  Получается, что играющий, сделавший невозможный ход, но не пустивший часы партнера, может переходить.

В 100-клеточных шахматах, в этом случае,  пуск часов значения не имеет. Определяющим моментом является завершенный ход.                 

2. В случае произведения невозможного хода одним из играющих, позиция на шахматной доске восстанавливается и на первый раз партнеру нарушителя добавляется 3 минуты в полнометражной партии, 2 минуты в «быстрых» шахматах и 1 минута в блиц-партии.  Если невозможный ход  в этой же партии повторился, то  повторно позиция на шахматной доске восстанавливается и следует такое же наказание с предупреждением судьи соревнования. Если невозможный ход допущен в третий раз в одной и той же шахматной партии, то нарушителю засчитывается поражение.

3. В том случае, если играющий одной стороны заметил невозможный ход, сделанный играющим другой стороны, то действует правило, указанное выше (пункт 2).

Если играющий одной стороны не заметил невозможный ход, сделанный играющим другой стороны и спохватился через ход, то ситуация считается заигранной,  восстановлению не подлежит и  штрафные санкции не применяются.

Право одной стороны, заметившей невозможный ход, сделанный играющим другой стороны,  на штрафные санкции и восстановление позиции действует в рамках очередного хода,  наподобие, правила о взятии пешки «на проходе».  Если играющий не заметил сразу невозможный ход, а спохватился через один ход,  то  позиция восстановлению не подлежит, а шахматная фигура, сделавшая невозможный ход действует до конца игры так, как если бы она сделала правильный ход. В этом случае, автор невозможного хода от штрафных санкций освобождается.

4. Момент заигранного хода определяется следующим образом:

Если ход одной стороной не начат  и, при этом, обнаружен невозможный ход с противоположной стороны, то фигура, сделавшая невозможный ход, ставится на прежнее место и  наступают штрафные санкции (пункт 2).

Если в ответ на невозможный ход с одной стороны последовало начало хода (прикосновение к собственной фигуре) с другой стороны, то, в этом случае, игра продолжается и санкции отменяются.

4. «Пропущенный «шах»».
Вводится еще одно окончание игры: «пропущенный шах».
В новых шахматах, как и в классических шахматах,  «шах» Королю можно вслух не объявлять. (Правила шахмат ФИДЕ).
ах" Королю, сделанный любой фигурой одной стороны, но не замеченный играющим другой стороны,  сделавшим ход, не защищающий Короля от «шаха», называется «пропущенным шахом». Проявление невнимательности. Грубая ошибка, «зевок». Такая ошибка влечет за собой тяжелые последствия.
Рассматриваются конкретные ситуации, которые возможны  в результате ошибки, допущенной одним из играющих:
1
.  В  случае, если фигурой одной стороны, объявлен «шах» Королю другой стороны, а играющий другой стороны этот «шах» не заметил и сделал завершенный ход  фигурой, не защищающей Короля  (установил фигуру  в какой-либо квадрат и от нее руку отстранил), то фигура объявившая «шах»,  сбивает незащищенного Короля другой стороны и устанавливается на поле, ранее занимаемое Королем.  На этом шахматная партия заканчивается с зачетом поражения шахматисту, потерявшему по невнимательности своего Короля, а играющему, сбившему фигуру Короля, засчитывается победа.     

2. Если фигурой одной стороны объявлен «шах» Королю другой стороны, а играющий другой стороны  этот «шах» сначала не заметил и сделал незавершенный ход  фигурой не защищающей Короля  (прикоснулся  к фигуре или сделал ход фигурой, при этом,  руку от фигуры не отстранил),   во  время спохватившись, заметил ошибку, то он имеет право шахматную фигуру, начавшую неверный ход поставить на место и сделать правильный ход.  В этом случае  восстановление позиции и право переходить приравнивается к «невозможному ходу» с последующими санкциями, установленными  в  пункте 2,  после чего шахматная партия продолжается

3. Если Король одной стороны, сделал завершенный ход под «шах», под удар, созданный фигурой противника, то Король сбивается фигурой, устроившей атакованное поле, которое ошибочно занял Король.

Шахматная фигура, сбившая Короля противоположной стороны, устанавливается в атакованный ее квадрат, который Король занял ошибочно  и партия заканчивается с зачетом поражения  игроку, потерявшему Короля, а шахматист, сбивший Короля, считается победителем.

4.  Если Король одной стороны сделал незавершенный ход под «шах», под удар, устроенный фигурой другой стороны, то разрешается Королем переходить. В этом  случае ошибочный ход Короля считается «невозможным ходом», в результате чего наступают санкции в соответствии с пунктом 2.   
5.  Если играющий не заметил атакованное поле, созданное фигурой противника,  и его Король ошибочно перешагнул этот квадрат, то, в случае завершенного хода, Король, перешагнувший атакованное поле, сбивается фигурой, устроившей атакованное поле и фигура, сбившая Короля, устанавливается в квадрат, ранее созданного ею,  атакованного поля. В итоге засчитывается поражение игроку, потерявшему Короля, а игрок, сбивший Короля противника, считается победителем.
6. Если играющий не заметил атакованное поле, созданное фигурой противника, и его Король ошибочно перешагнул это поле, то, в случае незавершенного хода  Королю разрешается переходить. Считается, что Король совершил «невозможный ход» с вытекающими санкциями в соответствии с пунктом 2. 
7.  В случае завершенного хода фигуры, находящейся в «связке» с Королем и ошибочно открывшей «шах» Королю, незащищенный Король сбивается фигурой, устроившей «связку», которая устанавливается в квадрат сбитого Короля. Игроку, потерявшему своего Короля, засчитывается поражение, а играющий, сбивший Короля, объявляется победителем.
8. Незавершенный ход фигуры,  находящейся  в «связке» с Королем и ошибочно открывшей «шах» Королю, возвращается, но в этом случае такой ход квалифицируется как «невозможный» с назначением санкций (пункт 2).
9.  Если шахматист, ошибочно поставил своего Короля под «шах» Короля противника  или его Король  перешагнул атакованный квадрат, устроенный  Королем противоположной стороны,  то при завершенном ходе, Король-нарушитель сбивается Королем противоположной стороны с зачетом поражения играющему, потерявшему своего Короля.

10.  В случае если шахматист, поставил своего Короля под «шах» Короля противника  или его Король  перешагнул атакованный квадрат, устроенный  Королем противоположной стороны,  то незавершенный ход Королем  дает право переходить, но считается «невозможным ходом», в результате чего в силу вступают санкции по пункту 2.

11.   Если играющий одной стороны не заметил ошибку своего соперника, не воспользовался правом сбить Короля в результате пропущенного им «шаха» и сделал завершенный ход, или начало хода (прикоснулся к фигуре рукой),  то игра продолжается без последствий для игрока, пропустившего «шах», так как, прикоснувшись к фигуре, он должен делать ход.

Описанные выше ситуации возможны, особенно в блиц-партиях, где в спешке подобные ошибки вполне допустимы.
В шахматах, кроме качеств сугубо шахматного порядка, для шахматиста особое значение имеет внимательность. Часто бывают случаи, когда играющий, увлеченный какой-то комбинационной задумкой, забывает  о незащищенной фигуре, что приводит к ее потере. Потеря фигуры в большинстве случаев ведет к поражению в данной шахматной партии. «Зевок», как правило, строго наказывается.

Никакого нет различия в том, какая именно из Ваших фигур находится под ударом фигуры противника - обычная фигура или Король. Разница состоит в том, что, если потеряна обычная фигура, то игра может быть продолжена, а с потерей Короля игра немедленно прекращается.
Король - это главная фигура на шахматной доске, но, вместе с тем, Король является шахматной фигурой, и он также уязвим, как и остальные фигуры.

Король не сбивается только в случае «мата», потому что теоретически, в первую очередь при объявлении «мата», подразумевается «шах» Королю. Король, получивший «шах»,  должен очередным ходом освободиться от нападения, но тут выясняется, что играющий своего Короля из-под «шаха» вывести не может. Этот «шах»  является «матом». После «мата» ответного хода нет, - игра окончена. После окончания игры Король не сбивается.
5. Превращение проходной пешки в шахматную фигуру.

В Правилах шахмат  ФИДЕ (2005г., Статья  3.7.е) сказано:  «Когда пешка достигает самой дальней горизонтали от своей исходной позиции,  она должна быть заменена  на ферзя, ладью, слона или коня «своего» цвета, что является частью того же хода.  Эта замена пешки на фигуру называется «превращением» и действие новой фигуры начинается  сразу».

Поэтому, в соответствии с Правилами ФИДЕ, проходная пешка может занять поле на последней, противоположной горизонтали и незамедлительно «превратиться» в фигуру, а может не занимать поля на последней горизонтали, превращаясь сразу в шахматную фигуру.

Авторское право © Все права защищены.

Сайт работает на LinkorCMS Copyright © Федерация стоклеточных шахмат 2002 Все права защищены