Федерация стоклеточных шахмат
Вход для пользователей
Забыли пароль?   Регистрация
О федерации Новости Фото Файлы Статьи Контакты
 

Король в 100-клеточных шахматах представляется в двух видах функциональных действий:

1. «Король»,  действующий в традиционном плане.

2. "Сильный" Король - это Король, получивший функциональное усиление.

Дополнительные полномочия «сильного» Короля особенно ярко проявляются в завершающей стадии шахматной партии, когда на шахматной доске остается мало фигур.

1.  King  (Король).

В первом представлении, игровые особенности Короля, действующего на 100-клеточной шахматной доске, полностью совпадают с функциями Короля в классических шахматах. Король в 100-клеточных шахматах действует идентично классическому Королю на всем пространстве шахматной доски, кроме вертикали "е". В этом случае Король считается "обычным" или просто Король. Термин "обычный",  как определяющий качество Короля, применять постоянно не обязательно. 

Король одновременно контролирует 8 квадратов, не считая занимаемого поля.  Королей  может разделять один свободный квадрат.

Диаграмма 4. “Strong King” («Сильный Король»).

1. Kb4  (Крb4). Стрелочками показаны функциональные действия Короля. 

2.“Strong King” («Сильный Король») –Ke3 (Кре3). Стрелочками показаны функциональные действия «сильного» Короля.

3. Ke10  (Кре10).  В связи с тем, что атакующие свойства «сильного» Короля удвоены по сравнению с атакующими способностями Короля, то и расстояние сближения Королей также удвоено и составляет два квадрата. При подобной расстановке Королей,  между Королями конфликтов не бывает.

2. Strong King” («Сильный Король»).

Второй вид функциональных действий Короля в стоклеточных шахматах отличается от привычных функций Короля в классике тем, что Король наделен дополнительными игровыми способностями, проявляющихся только на вертикали "е".

Король, находящийся на любом квадрате «королевской вертикали», получает статус «сильного» Короля. 

«Сильный» Король может ходить, защищать собственные фигуры и атаковать фигуры противника в пределах двух близлежащих квадратов по вертикали, горизонтали и диагонали во всех направлениях. Это значит, что Король, находящийся на «королевской вертикали», одновременно контролирует, и рядом находящиеся квадраты по известным правилам, и квадраты, расположенные через одно поле.

При передвижении Короля, находящегося на «королевской вертикали», через квадрат, «сильный» Король перешагнуть фигуру (свою или противника) не может.

"Сильный" Король одновременно контролирует 16 игровых полей без учета занимаемого квадрата.
Если «сильный» Король покидает «королевскую вертикаль», он становится «обычным» Королем с присущими ему известными функциями. При возвращении Короля на вертикаль «е», Король вновь становится «сильным». Количество приходов Короля на «королевскую вертикаль» и количество уходов с нее не учитывается.
Находиться на  вертикали «е»  «сильный» Король может неограниченное количество ходов (времени).
"Сильный" Король, как и "обычный" Король должен учитывать атакованные поля, созданные  фигурами противника.

Если «сильный» Король или Король ошибочно займет квадрат, атакованный фигурой противника, или после объявления «шаха», останется на атакованном квадрате без защиты, или пересечет «атакованный квадрат», то Король может быть сбит фигурой, атаковавшей Короля. Правило «пропущенный «шах»».

Диаграмма 5. «Атакованное поле».

 1. Bc3  (Сс3) атакует Ke1  (Кре1). Ke1xc3  (Кре1xс3).   Квадрат с3 был атакован Ke1 (Кре1)  раньше, чем его занял Bc3  (Сс3). Bc3  (Сс3),  объявивший «шах»  Королю, находится в пределах атакующей  досягаемости сильным  Ke1  (Кре1)  и  потому Ke1xc3  (Кре1xс3)  возможен.  Ke1  (Кре1)  проходит через атакованный слоном  квадрат  d2  и ликвидирует шахматную фигуру  Bc3  (Сс3),  создавшую атакованное поле ошибочно. Это равносильно тому, если бы слон пришел на квадрат  d2.
 Приоритетные действия имеет та фигура, которая делает свой  очередной  ход.  Незащищенный слон занял квадрат  с3  ошибочно.  «Шах» мог бы состояться, если бы слон  был защищен собственной фигурой или находился бы на квадрате
b4 или а5.

«Сильный» Король, без  нежелательных для него последствий,  может пройти через «атакованное поле», созданное фигурой противника,  в момент взятия этой  фигуры.  Совершая ход  Ke1xc3  (Кре1xc3), сильный Король  проходит атакованное поле  d2 в процессе хода.  Ход  Ke1xc3   (Кре1xс3) завершен на квадрате с3. Ход  Ke1xc3  (Кре1xс3) возможен.   

2.  Аналогичная ситуация:  Rc6   (Лс6)  объявила «шах»  Ke6   (Кре6).  Ke6xc6   (Кре6xс6). Дело в том, что квадрат d6  находился под контролем Ke6   (Кре6) и потому Ke6  (Кре6),  может пройти через атакованное поле  d6  и сбить  Rc6  (Лс6).

Если бы  Rc6   (Лс6)  была защищена собственной фигурой или  атаковала Ke6   (Кре6)  с поля а6 или  b6,  то  Ke6   (Кре6)  сбить ладью не мог бы.

Это единственный случай, разрешающий "сильному" Королю пройти через атакованное поле без всяких последствий. В этом случае, Король  сбивает незащищенную фигуру противника, устроившую атакованное поле  ошибочно.

 В связи с тем, что атакующий ресурс «сильного» Короля удвоен по сравнению с атакующим ресурсом  «обычного» Короля, в данных и подобных случаях, атака на Короля  через квадрат рассматривается как атака на Короля со смежного квадрата.

3.  Взаимоотношения Королей различных качеств.

Допустимое  приближение  во время игры «сильного» Короля к  Королю  или к «сильному» Королю противника  составляет два квадрата. (Диаграмма 4, пункт 3, Кре10).
В тех случаях, когда "сильного" Короля одной стороны и Короля или "сильного" Короля другой стороны разделяет один квадрат, то возникают проблемы  у обеих сторон.

Взаимозависимость Королей различных качеств (имеется в виду Король и «сильный» Король) от атакованных полей, созданных фигурами противника и Королями, так велика, что выросла в самостоятельный свод правил, определяющих принципы поведения Королей и характер противоборства между ними  и  остальными шахматными фигурами.

"Сильный" Король в два раз сильнее  Короля и подавляет его.

Король одной стороны получил возможность атаковать Короля другой стороны и не только атаковать, но и сбить, как обычную фигуру.

 Диаграмма 5, фрагмент 2.

3. «Сильный» Король – Ke8  (Кре8) в функциональном отношении сильнее  Kc9  (Крс9) в два раза. Обладая силовыми преимуществами, «сильный» Король их проявляет в процессе игры.

Ke8-e9+   (Кре8-е9+)  и Kc9  (Крс9)  должен покинуть занимаемый квадрат.Ke8-e7+  (Кре8-е7+) и Kc9   (Kрс9) должен уйти с занимаемого квадрата, так как может быть сбит «белым» Королем.

Этот простой пример лежит в основе всех взаимодействий Королей.

Цепочка логических рассуждений следующая: «сильный» Король, используя свои функциональные способности, может,  не только объявить «шах» Королю,  или «сильному» Королю противника, но и сбить его. Король или «сильный» Король другой стороны  может не только защищаться, уходить от нападения, но и, со своей стороны, атаковать «сильного»  Короля  и  при случае, сбить его. 

Раз,  «сильные» Короли могут атаковать друг друга, то и «обычные» Короли   получают такие же права. В этом состоит равенство прав Королей.

В 100-клеточных шахматах Короли,  не зависимо от их качеств, получают права атаковать друг друга, могут быть сбиты не только шахматными фигурами, но и  Королями.  Для Короля  никаких запретов нет. Но если Король ошибочно остался под  ударом фигуры противника, или сделал ход под  «шах», то  он будет незамедлительно сбит.  Завершенный ошибочный ход Короля не подлежит возврату.

В большинстве  случаев Король одной стороны  сбивается фигурой или Королем другой стороны  в результате ошибки одной из сторон.

Диаграмма 6. «Атакованный Король».

1.  Kc8-c9  (Крс8-с9)    Ke9xc9  (Кре9Xс9). Kc8  (Крс8)  не должен был ходить на  с9, так как квадрат  с9  находится под контролем Ke9  (Кре9). «Белый» Король подставил себя под удар «черного» Короля  и сбивается как обычная шахматная фигура, допустившая ошибочный ход.  Взятие «белого» Короля обеспечивает «черным» фигурам победу.  

 2. Kd1 (Крd1) занять квадрат е1 не может, так как он будет сбит Ke3  (Кре3).

Игровой момент: 45. Ra1-a2  (Ла1-а2)    Rc3-d3+  (Лс3-d3+)     46. Kd1-e1+  (Крd1-е1+)   47.  Ke3-d3  (Кре3-d3) уходит от атаки. 

Ra1-a2  (Ла1-а2)  устроила линию атакованных полей на  2-й горизонтали и Kd1-e1+  (Крd1-е1+) возможен, так как квадрат е2 атакован «белой» фигурой и атакующие свойства «белого» Короля пропускает, в то же время, атакующие свойства Ke3   (Кре3) наталкиваются на преграду в квадрате  е2. «Черный» Король должен покинуть занимаемый квадрат.

Права  Королей различных качеств равны.

Диаграмма 6, фрагмент 1.

 Если  Ke6xd5   (Кре6xd5), то Nb6xd5   b6xd5).  Произойдет взаимное уничтожение Королей.  Если представить себе, что на всей плоскости шахматной доски сосредоточены те фигуры, которые показаны в данном отсеке диаграммы, то получается, что у «черных» имеется пешка, которая может превратиться  в  фигуру  и ничья их не устраивает. Поэтому Ke6  (Кре6) должен покинуть свой квадрат и уйти от «шаха».

В Правила игры  вводится новое понятие - взаимное уничтожение Королей или размен Королей.

Взаимное уничтожение Королей или  размен Королей, не зависимо от количественного или качественного состава шахматных фигур на доске в данный  момент игры,  приводит к ничейному результату.

Взаимное уничтожение Королей или размен Королей – ничья.

После того, как Король одной стороны сбит шахматной фигурой или Королем, Король другой стороны должен быть сбит шахматной фигурой очередным ходом. Если Король другой стороны очередным ходом не сбивается, то поражение засчитывается стороне, потерявшей своего Короля.

После потери собственного Короля право сбить Короля противника предоставляется очередным ходом. 

Король, защищенный собственной фигурой, может атаковать Короля или «сильного» Короля в борьбе за место на «королевской» вертикали.

Продолжая разговор о правовой основе шахматных фигур, логика рассуждений приводит к непривычным представлениям. Так, в классических шахматах Король может сбить незащищенную фигуру,  а защищенную фигуру сбить не может, не имеет такого права - Правила игры не допускают.

В стоклеточных шахматах  Король, как и любая фигура (Король не может иметь меньше прав, чем любая другая шахматная фигура),  имеет право сбить любую шахматную фигуру – будь она незащищенная или защищенная. Вопрос состоит в  другом: что будет с Королем, если он побьет защищенную фигуру?  В этом случае Король будет незамедлительно сбит и игра прекращена в связи с потерей Короля.                                                               

В рядовых случаях, Король не станет размениваться на какую-либо шахматную фигуру, но бывают критические, «матовые»  ситуации с участием Короля противника, где Король, находящийся в «матовой сетке», жертвуя собой, спасает шахматную партию. Примером может служить следующая ситуация.                                                  

Диаграмма 6. «Атакованное поле», фрагмент 2

 4. Rk9-k10+   k9-k10+).  Этот «шах»  ладьи в классике  является «матом».

а). В новых шахматах, в соответствии с расширенными  возможностями  Королей, Kh10   (Крh10) не соглашается с «матом» и делает ход  Kh10xi9+   (Крh10xi9+).

 Kh10   (Крh10)  сбивает, защищенную Kh8   (Крh8),  шахматную фигуру  Ni9  i9)  и  атакует одновременно Kh8   (Крh8)  и Rk10   k10).  Перед «белым» Королем выбор: отступить на квадрат i7 и потерять  Rk10   k10)  или сбить Ki9   (Крi9)  и быть сбитым  Nh7xi9   h7xi9), что означает ничью в результате  размена  Королей.

В данной ситуации «белым» фигурам следовало  разменять коней Ni9Xh7   i9xh7)   и с ходом  Rk9-k10+   k9-k10+)  не торопиться. 

b). Возможен вариант:  Rk9-k10+   k9-k10+)    Kh10g9+ (Крh10-g9+). В этом случае «белому» Королю выгоднее отступить  Kh8-i7   (Крh8-i7) и затем атаку продолжить.

Диаграмма 6, фрагмент 3.

 5.  Король может атаковать Короля.

Kg1-h2+   ( Крg1-h2+).   Если  Kg3xh2   (Крg3:h2), то Nk3xh2  k3:h2) – взаимоуничтожение Королей.  «Черным» фигурам этот «шах» не нужен и ничья, которая последует, в результате размена  Королей, их также не устраивает. «Черные» фигуры уклоняются от размена Королей и делают конструктивный  ход  Kg3-f2  (Крg3-f2).

Диаграмма 7. «Шах».

 1. Nd2   d2)  находится в «связке» с Ke1  ( Кре1)  и Kc3   (Крс3).  Эта «связка» является условной, так как «связанный» конь свои игровые свойства полностью  не теряет и имеет значительную степень свободы в перемещениях. Так,  Nd2-b3   d2-b3)  и  в  позиции ничего не меняется.  Данная позиция уравновешивается тем, что Королей разделяет квадрат  d2, атакованный  Nb3   b3).  В данном случае, свободный от фигуры квадрат  d2, атакованный  Nb3   b3),  препятствует прохождению атакующих свойств Ke1    (Кре1).  Если  Ke1xc3   (Кре1хс3), то Nb3xd 2   bd2) – размен  Королей. 

Квадрат, атакованный фигурой цвета Короля, не пропускает атакующие свойства «сильного» Короля.

«Отдохнув»  на квадрате  b3, конь вновь может занять поле  d2, с тем,  чтобы затем переместиться на другой  квадрат. Но, в данной ситуации,  несмотря на свои перемещения, конь «связан». Конь  должен контролировать квадрат  d2, либо  своим присутствием на этом квадрате, либо атакованным полем. 

Появилось новое понятие – «связанный» квадрат.  «Связанная» фигура, известно, что собой представляет.

«Связанный» квадрат – это свободный от шахматной фигуры квадрат, атакованный фигурой противоположной стороны. 

«Связанный» квадрат может иметь место в шахматной игре только во взаимодействиях Королей, одним из которых должен быть «сильный» Король или оба «сильных» Короля.

Диаграмма 7, фрагмент 1.

 Игровой момент: а).  51. Be2-d1   (Се2-d1)  Nd2-b3   ( Кd2-b3)   

52. Bd1xb3+   ( Сd1xb3+)   Kc3xb3      (Крс3xb3). Bd1   d1)  сбил Nb3  b3),  в результате  «связанный» квадрат d2 освободился и Ke1   (Кре1) объявил «шах» Kc3   ( Крс3).   53. Kc3xb3   (Крс3хb3)…

b).  51. Be2-d1  (Се2-d1)   Nd2-b3   d2-b3)    52.  Ra1-c1+   (Ла1-с1+)   Nb3xc1   b3хс1)   53. Ke1xc3   (Кре1хс3).  После «шаха», объявленного  Rc1  (Лс1) (52. Ra1-c1+)),  Kc3   (Крс3) должен был уйти от «шаха». Но, «черные» фигуры совершают ошибку и сбивают ладью   Nb3xc1  b3хс1). 

Если в первом случае «белые» фигуры создали атаку на Короля: Bd1xb3   d1:b3), в результате чего  освободился квадрат  d2  и последовал «шах» от Ke1   (Кре1)  к Kc3   (Крс3), то во втором случае «черные» фигуры освободили «связанный» квадрат  d2  сами. Nb3   ( Кb3),  сбивая  Rc1   (Лс1), освободил квадрат  d2  от своего контроля над ним и очередным ходом  Ke1   (Кре1) сбивает  Kc3   (Крс3). (Правило «пропущенный «шах»»).

Диаграмма 7, фрагмент 2.

 2. Ситуация схожая. «Черный» Король  пришел на квадрат с6.  Разница в том, что  Ke6   (Кре6) и Kc6   (Крс6) разделяет «белый» конь – фигура цвета «сильного» Короля. В этом случае, Nd6  

d6), покидая  занимаемый квадрат, «связанный» квадрат не образует, а оставляет после себя свободный квадрат, который пропускает атакующие свойства «сильного» Короля.                 

Nd6-b5+   d6-b5+)  со стороны  Ke6   (Кре6).  Kc6   (Крс6)  должен  переместиться.

Диаграмма 7, фрагмент 3.      

 3. Возможный игровой момент:  47.  Be9-d8   (Се9-d8). Позиция  уравновешивается тем, что квадрат е9 атакован двумя «белыми» фигурами  Bd8   d8)  и  Nc10   (Кс10) и одной «черной» фигурой  Rc9   (Лс9). Образовался «связанный» квадрат е9 между «сильными» Королями  Ke8  (Кре8) и Ke10   (Кре10).

Атакованные поля, созданные фигурами различного цвета в одном и том же квадрате не слагаются и не вычитаются. Атакованное поле, созданное фигурой  одной стороны,  может противостоять атакованному полю, созданному в одном и том же квадрате  несколькими фигурами другой стороны.  Не учитывается очередность создания «атакованного поля», а также качества фигур, создавших «атакованное поле» в одном и том же квадрате.

Атакованное поле, созданное  фигурой одной стороны, не отменяет атакованное поле, устроенное фигурой или фигурами другой стороны.  Атакованные поля, созданные фигурами различного цвета в одном и том же квадрате, действуют одновременно и равносильно.

Диаграмма 7, фрагмент 3.

 а).  47. Be9-d8   (Се9-d8)   Rc9-d9   (Лс9-d9)   48.  Nc10-b8   (Кс10-b8)   Rd9-a9   d9-a9)  – в сложившейся позиции ничего не изменилось. «Связанный» квадрат  е9  действует. Квадрат  е9, разделяющий  Ke8   (Кре8)  и Ke10   ( Кре10)  атакован фигурами  Bd8   d8)  и  Ra9  (Ла9)  одновременно.  Ход Nc10-b8   (Кс10-b8)  ничего не изменил. Позиция уравновешена.

 49. Za10-c8+    (Ша10-с8+)  - Шут на  с8  не защищен, так как между Ke8   (Кре8)  и Zc8   (Шс8)  находится  Bd8   (Cd8).  Ke10   (Кре10) мог бы сбить Zc8   (Шс8),  если бы не атакованное  поле  d9, созданное  Ke8    (Кре8).

Если  Ke10xc8   (Кре10xс8), то следует 50. Ke8xd9    (Кре8xd9), а в ответ  Ra9xd9   (Ла9:d9).  Ke8 

(Кре8) сбивает «черного» Короля и устанавливается в атакованный им квадрат  d9, так, если бы «черный» Король совершил ход на  d9. В ответ  Ra9   (Ла9)  сбивает  Kd9   (Крd9). Взаимоуничтожение Королей приводит к ничьей.

 Диаграмма 7, фрагмент 3.

 b).  47.  Be9-d8   (Се9-d8)    Rc9xc10+   (Лс9:с10+).  Ладья ошибочно  ушла с 9-й горизонтали и, освободив квадрат  е9, устроила «шах» собственному Королю.  Последовал «шах»  со стороны  Ke10    (Кре10)  в направлении  Ke8   ( Кре8).  Ke8   (Кре8) не может сбить  Ke10   (Кре10), так как   Bd8   d8)  атакует квадрат е9.  Ke10   (Кре10) должен покинуть занимаемый квадрат, или, находясь под «шахом», продолжить игру (предоставить право «белому Королю сбить «черного» Короля)  48.  Za10c8++   (Ша10-с8++)   и «черный» Король должен покинуть свой квадрат.     

Диаграмма 8. «Мат».

 1. Kg1    (Крg1) находится в «матовой сетке» и лишен хода.  k2-k3   Крf3-е3#.

2. Ke10    (Кре10)  находится в «матовой сетке».  Крd7-e8#.

3. Игровой эпизод: 57. Rb3-c3 b3-c3)  Qa4-2+ (Фа4xа2+) (в классике это «мат»).

 58.  Ka1xa2   (Кра1xа2)    Bc4xa2  (Сс4xа2)    59.  Rc3xc5    (Лс3xс5) –  размен Королей – ничья.

 В 100-клеточных шахматах фигура, находящаяся в «связке» с Королем, может  сделать  ход, раскрывая Короля под удар «связывающей»  фигуры.   В данной ситуации ход Фа4xа2+  преждевременный.

4.  Kk7    (Крk7)  в «матовой сетке».  «Белый» Король решил поставить «мат» «черному» Королю. Kh6-i7   (Крh6-i7+)  в ответ  Kk7xi7   (Крk7xi7). «Мат» Королём Королю  не ставится.

Авторское право © Все права защищены.

Сайт работает на LinkorCMS Copyright © Федерация стоклеточных шахмат 2002 Все права защищены