Федерация стоклеточных шахмат
Вход для пользователей
Забыли пароль?   Регистрация
О федерации Новости Фото Файлы Статьи Контакты
 

                        Шахматные эскизы. 

                                                              «Числа управляют миром»  

                                                                                Пифагор.                   

1.   О  названиях  новых  шахматных  фигур.
Говорят: «как назовёшь корабль – так он и поплывёт».
Названиям новых шахматных фигур я придавал  большое значение. Две новые шахматные фигуры, введенные в игру,  получили  названия  «Генерал» и «Шут» и мне представляется, что с названиями шахматных фигур я не ошибся.
Генерал.  Впервые, в  качестве высшего воинского звания,  должность генерала появилась в королевстве Франции в середине XVI века, и с тех пор в армиях многих  стран  мира  действуют  генералы.  (Лат.  Generalis – главный).
С названием шахматной фигуры «Генерал» всё понятно.  Шахматы – это движимый макет военных действий и фигура «Генерал» полностью соответствует своему предназначению. Глубинный смысл шахмат состоит в том, что шахматы, по существу – военная игра.  Комбинационные  образования боевых порядков, в стратегическом плане,  строятся на прикрытии тыла и широкомасштабном развитии атакующих или наступательных средств, в основе которых лежат теоретическая подготовка  и методика управления шахматной армией.  Разведка построена на предугадывании планов противника с целью оказания должного противодействия.  Всевозможные  ухищрения,  отвлекающие маневры,  силовое давление, опережающий фактор в проведении атаки, разумная и рациональная расстановка и взаимодействие боевых сил – всё это можно назвать элементами военного дела. Как никакая игра, шахматы, ближе всего напоминают театр  военных действий – скорее всего, это обстоятельство делает их столь популярными и привлекательными.  Шахматы – это военная наука и побеждает тот, кто владеет сложным искусством мыслить.
Человечество боится реальной войны, но поиграть в войну любит. Генерал является выразителем военной идеологии, органично вписывается в тематику шахматного сюжета и его присутствие на шахматной доске оправдано и уместно. - Но как быть с названием шахматной фигуры «Шут»?  Название фигуры «Шут» может  вызвать недоумение.  Ведь, шут в жизни считался  личностью  не бойцовской, вызывающей сочувствие и сожаление.  Всякие нелепые, неординарные поступки человека в быту называются  шутовством.  Так, кто же он,  шут - бездумный весельчак? В чём состояли его основные функции, чем он был дорог королю,  какова роль шута в королевстве?  Можно ли шахматную фигуру назвать Шутом, ведь, прообраз Шута на шахматной доске, в какой-то мере, увязывается с бытовым обликом, реально существовавшего при короле,  дурачка  в собирательном плане?
У короля бывали гости.  Среди нарядно одетых высокопоставленных,  важных  персон,  участвовавших в королевских празднествах,  сновал  бесноватый шут, произносил всякий вздор и, не смотря ни на что, являлся неприкосновенной личностью.  Шуту разрешалось всё!  Он мог неожиданно появиться в любом месте, сказать любую дерзость, произвести любые неадекватные действия и с него «взятки гладки».  Как это следует понимать?  За какие заслуги шут пользовался такими широкими правами?
Можно допустить, что когда-то, какой-то король  возлюбил дурашливого и неказистого человечка, приблизил его к себе, кормил его со своего стола, терпел его  присутствие, позволял ему говорить глупости..,  но чтобы каждый король, во всех королевствах Европы,  из поколения в поколение, на протяжение  15 веков, был  чудаком, держал при себе шута-бездельника  и страдал от его выходок… - в это трудно поверить.  Здесь что-то не так.  Такое постоянство в содержании, на первый взгляд, бесполезного человека, вызывает чувство удивления, кажется странным и наводит на аналитические размышления. Похоже, что  личность шута неоднозначна и функции шутов при королевских дворах и их услуги для королей значительно шире видимых. Поверхностный анализ  жизни и быта шутов при королевских дворах подтверждает,  что внешние формы поведения постоянно гримасничающих шутов, являлись ширмой, маскировкой, а настоящее их призвание было, куда более, сложным и ответственным.  Например.
Шут столовался из королевской кухни.  Кто проверит поваров, как они готовят обед для знати,  допускают ли воровство?  Королю не пристало заглядывать в кастрюли и следить за поведением стряпчих, да и времени у него на то не было,  а бесцеремонный и неподкупный шут, проявляя хороший аппетит,  любопытство и права приближенного к королю человека, мог снять пробу с любого приготовления, проверить, что, где и как хранится, сделать замечания и наставления…  Много не распространяясь об этом, скажу, что не один король уцелел от отравления благодаря шутову надзору,  касающемуся подаваемых королю блюд. Побаловавшись на кухне и раздобыв чего-нибудь из выпивки и закуски, шут мог зайти в казарму, где располагалась стража короля, и там, притворившись страдальцем, ругая короля нестандартными выражениями, разведать обстановку, настроение воинов,  имеется ли недовольство,  не затевается ли чего-нибудь за спиной короля и всё в деталях доносил королю.  (Поэтому шуту позволялось говорить всё, что выдержит его язык).  Король своевременно знал обстановку среди солдат и мог упредить любое  нежелательное событие.  С уверенностью можно сказать, что не один переворот в королевствах был предотвращён,  благодаря пронырливости шутов.  Дворцовые перевороты случались там, где шутова бдительность притуплялась. Королева в королевстве также имела свой статус – выступать в качестве украшения королевского двора, законодательницы моды. Она занималась только собой и не любила однообразие, а чем занята королева, королю было не безразлично.  Короли, достигавшие сильной власти и богатства, не всегда отличались привлекательностью, а королевы, как правило, были молоды и красивы.  У королевы могли появиться мысли, выходящие за рамки  установленной морали. Шут  был  единственным человеком, который мог,  без стука и предупреждения, войти в спальню королевы в любой момент и под любым предлогом.  (От того шуты были неказисты собой и в лохмотья одеты).
Вычурный вид шута, непредсказуемость его поступков, вызывали раздражение у окружающих.  Шута все ненавидели, боялись, не понимали, зачем он нужен, когда от него происходят одни неприятности и относили его присутствие на счет чудачества и странности натуры короля. Роль шута заключала в себе  разведывательный характер и значение его доносов королю трудно переоценить.  Шут – это глаза и уши короля, это верноподданный короля.  Шут был бойцом  на «невидимом фронте». Под скоморошьей маской и наносной весёлостью шут, скрывал драматический характер состояния своей души.  Он вечно играл роль дурачка, держа сознание в готовности к восприятию и анализу любого поворота событий.  И главным, во имя чего шут нёс трудную службу при дворе, был не стол с лакомой едой на королевский вкус, а исследовательское любопытство к тайнам человеческой души, к судьбоносной участи личностей, окружавших короля, среди которых, он считал себя выше, умнее и важнее всех.  Иногда шут мимоходом и короля поучал, как быть.
Не следует забывать о том, что безобразно одетый и обиженный природой человек в роли шута, умел себя  достойно вести на королевских застольях.  Шут мог поддержать любой разговор или острой шуткой грубо оборвать  говорящего.  Он мог сделать тонкий  комплимент  даме, если это было угодно королю, или подчеркнуть мужество какого-нибудь военачальника, к которому король относился с уважением, а мог, как бы случайно,  пролить бокал красного вина на светлое платье какой-либо особы, предварительно согласовав такой поступок с королём. Затем попросить прощения. Королевский шут – это яркая самобытная фигура  королевского двора, это человек со своеобразно устроенной психикой, всецело посвятивший свою жизнь защите интересов короля на бытовом уровне. Шутом мог быть не всякий, обделённый внешностью, скоморох, а только многоликий, коварный хитрец.  Шут не только всё знал, что творится в королевстве,  но, являясь превосходным интриганом, мог влиять на ход  дворцовых событий, сталкивая между собой различные силы на выяснение отношений.  При этом, шут со стороны наблюдал за разгорающимся конфликтом и, смеясь в душе, тайно  подбадривал то одну, то другую сторону, образно говоря, «подбрасывал  дровишек в очаг горения»,  чем способствовал развитию конфликта.  А, конфликты, как правило, обнажают характеры конфликтующих сторон, что особенно  интересовало короля.
Королевские шуты – это живые люди, которые старели и уходили из жизни, а монарха в государстве сменял наследник.  Поэтому король секретно ставил перед стареющим  шутом задачу заранее подготовить себе  замену.  Чтобы не получилось так, что шут состарится  или уйдет из жизни, а королевство останется без шута.  Где же  взять молодого шута, понимающего свои сложные задачи, обязанности и умеющего правильно вести себя в обществе?  Получается, что королевский шут – не должность, а профессия, которой надо умело овладеть.  Шутовскому делу следует учиться.  По секретному указанию короля, королевский  шут должен был  воспитать себе замену.  И шут действовал.
Среди местного населения шут присматривал обиженного природой  паренька, проявлял к нему внимание, заботу, приносил гостинцы, и все считали королевского шута бескорыстным  доброжелателем, любящим детей.  На самом деле, это была «закрытая для сторонних глаз школа», о которой знали только король и шут,  где  был один  преподаватель  и один ученик. Шут,  в качестве учителя,  тайно  преподавал подростку свое искусство: доверительно беседовал с мальчишкой, затевал всякие игры, рассказывал ему интересные истории из жизни королевского двора, развивал физически, проверял его умственные способности, учил грамоте и хорошему  поведению в обществе, воспитывал в нем хитрость, умение молчать и вел его в нужном направлении.  Романтика профессии шута  увлекала и захватывала ученика, не подозревавшего о том, что его готовят к этой профессии. Как правило, королевские шуты уходили со службы раньше, чем наступала старческая дряхлость.  На место старого шута приходил молодой шут, а старый шут, завершая образование,  присматривал за молодым учеником  со стороны, наставлял его, объяснял, что было не понятно, а сам отправлялся доживать свой век в спокойное место, получая пожизненно королевское довольствие. Вся  жизнь королевского шута – это сплошная  борьба за честь, достоинство  и жизнь короля.  Когда я прочувствовал всё то, о чем написал выше, то понял, что королевский шут – это очень интересный образ  придворного служащего, сильный и умный  боец, а  шахматная фигура Шут вполне уместна на шахматной доске и будет памятным напоминанием о специфической профессии, ушедшей в тень веков.  С появлением спецслужб, надобность в шутах отпала. Шахматные  фигуры под названиями «Генерал» и «Шут» на шахматной доске выступают, на мой взгляд, как интересные, самобытные,  оригинальные и  довольно сильные.                                                                                           Всеволод  Дубровский

2.  100-клеточные шахматы – совместный проект
За короткий период существования 100-клеточных шахмат выяснилось, что многие шахматисты различного уровня игры своеобразно реагируют на появление новых шахматных теорий, а именно: молчат, что, видимо, означает неприятие  новых предложений, касающихся модернизации шахмат. Шахматисты, из числа отвергающих саму идею новизны в шахматах, рассуждают, примерно, так: традиционные  или классические  шахматы представляют собой верх шахматной патетики - само совершенство, а всё, что кроме классики - от «лукавого».
Путь к новым шахматам был не простым и не быстрым. Каждый из гроссмейстеров, досконально изучавший практику своих предшественников, в процессе аналитической работы делал для себя важные открытия.  Прокладывая собственный путь  к овладению шахматными «логарифмами», шахматист-старатель своими разработками продвигал познание шахматной теории в целом и, тем самым, выступал в качестве новатора-исследователя.  Видные шахматисты современности полагают, что, подробно разбирая и анализируя  шахматные партии, сыгранные великими шахматистами в различные времена, всего лишь, изучали тактику игры  корифеев, о преобразованиях шахматных структур не помышляли и никакого вклада в модернизацию самих шахмат не вносили. Они уверены, что штудировали шахматное наследие с целью повышения собственного уровня качества игры. Это справедливое утверждение, но частично. Полная картина процесса, касающегося освоения классического опыта, представляет собой вольный или невольный, но неуклонный поиск новых форм суждений, ведущих к реформаторским позициям.
Во всяком деле, при углублённом и основательном его изучении, происходит накопление информации, что создаёт предпосылки для рассмотрения  круга исследуемых проблем, в  дальнейшем,  на более высоком уровне,  привлечения к изучаемому явлению дополнительных образных средств, приводящих к новому, усложнённому типу модели, перерастанию изучаемого познания в новое качество.
За счёт скрупулёзного изучения методики ведения «боя» «отцами» и «дедами», каждое поколение шахматистов поднималось на более высокий уровень техники игры в сравнение с предыдущим. Систематизированный анализ шахматных поединков, проведенных за последние 150 лет, привёл к скачку в сфере мышления на новый уровень шахматных понятий.
Выдающиеся шахматисты XX века, своим упорным трудом, сами готовили основу для открытия новых вариантов шахматной игры, одним из которых являются 100-клеточные шахматы. Такой поворот событий следовало прогнозировать. Классические шахматы, рано или поздно, должны были допустить параллельное существование новых форм шахматного видения,  установленных в XV столетии. 100-клеточные шахматы – это совместный итог творчества шахматистов-виртуозов и теоретиков-новаторов, результат общих усилий культурных современников, моральное требование сегодняшнего дня.  Время неумолимо движется вперёд,  и новые идеи проявляются во всех сферах человеческой деятельности, в том числе пришли и в шахматы. 100-клеточные шахматы на пустом месте появиться не могли. Новые шахматы – закономерное следствие развития классических шахмат. Всегда какое-то новое явление приходит в практику общественного применения впервые. Факт государственной регистрации Федерации стоклеточных шахмат послужил официальной заявкой о выходе новых шахмат на отечественные и  международные спортивные просторы и стал важной вехой в мировой истории шахматной культуры. А,  ведь,  могли  не торопиться с  регистрацией – дело новое – куда спешить?
Повременить  этак  лет двадцать, пока в другой стране  появятся 100-клеточные шахматы, перехваченные у нас…  Главное управление юстиции города Москвы, оперативно узаконив  ФСШ, выражаясь шахматным языком,  сделало ход с восклицательным знаком, выдвинув  Россию, в данном виде спорта, на её должное место в мировом сообществе!  Я, как автор публикуемой версии стоклеточных шахмат, рад этому событию, готов к предстоящим трудностям в работе и горжусь тем, что внёс посильный вклад в фонд культуры моей Родины. Реализация новых идей  зависит от  проявленной нами творческой инициативы,  деловой активности и… финансовой и государственной поддержки, в которой наша Федерация крайне нуждается.                                                                                                          Всеволод Дубровский
                                                           ------- «» --------                                                                                       
               

                                                                      

3.О возможных истоках шахматной игры.

Вразличных энциклопедиях и литературных источниках указано, что первые упоминания о шахматах относятся к V веку новой эры и имели место в Индии.
Во время беседы с заведующим кафедрой теории и методики шахмат Российского Государственного Университета (раньше Академии) физической культуры и спорта (РГУФКС),  доцентом,  мастером спорта по шахматам, международным арбитром по шахматам  Е.П.Линовицким  об истории шахмат, Евгений Павлович высказал предположение о том, что шахматы, скорее всего, в более простом виде, были известны еще Пифагору, и что в первых упоминаниях шахматных  летописцев речь идет о сформировавшейся и получившей распространение и популярность древней шахматной игре под названием "чатуранга" в Индии, " чатранг" или "шатранг" в Персии и "шатрандж" в странах Арабского Востока.

Перечень стран, где были популярны древние шахматы, впечатляет. Не может же быть такого положения, при котором древние шахматы возникли одновременно в ряде стран в одном и том же виде, и примерно, в одно и то же время. Шахматы появились где-то и постепенно распространялись и развивались, получая признание и наталкиваясь на неприятия. Похоже, что для становления и формирования древних шахмат в стройную и популярную игру, о которой заговорили в V веке в Индии, понадобилось время, много времени. Возможно, 1000 лет. В те, древние времена информация накапливалась по крохам, малейшие достижения в обретении познаний рассматривались как дар свыше. 
«Пифагор (около 580-500 до н.э.) - древнегреческий философ и математик. Пифагореизм - идеалистическое учение Пифагора и его последователей. В их воззрениях содержались диалектические идеи, плодотворные для развития математики, музыки, архитектуры. Основой и сущностью явлений природы Пифагор считал числа, которые  образуют космический «порядок» (гармонию, музыку сфер), прообраз общественного порядка». (Энциклопедический словарь).  По некоторым данным Пифагор умер в одиночестве и от голода.
Если Пифагор был великим математиком и с философских позиций исследовал свойства чисел, их природу, пропорции, геометрию, где изучаются пространственные формы, то логичным будет представить себе, что он мог разделить квадрат на 4 равных части, на 8 частей, 16, 64.., создать чертеж, состоящий из прямых линий, равномерно разделяющих 64 квадрата (8х8). Получилась  шахматно-шашечная доска.
Можно с уверенностью предположить, что такой, по существу простой чертеж Пифагором был создан и великий мыслитель мог задуматься над взаимосвязью и взаимоотношениями образовавшихся квадратов, на базе которых могли возникнуть идеи более простой, шашечной игры.  В момент игры функции фишек, а, следовательно, и  квадратов, изменяются (в зависимости от того, на каком квадрате стоит та или иная фишка, вытекают игровые возможности фигур). Со временем, фишки, обладавшие различными функциональными особенностями, обрели образное представление,  приняли вид упрощенных шахматных фигур и математика, со сложными решениями интегралов и уравнений, отражавшая взаимодействие и взаимозависимость фигур, в том числе и квадратов на шахматной доске, превратилась в прекрасную игру, называемую шахматами.

Я полностью разделяю мнение Е.П.Линовицкого и думаю, что шахматы, с момента своего зарождения,  к V веку прошли, примерно,  тысячелетний путь своего становления и поступательного формирования в самостоятельный, соревновательный в интеллектуальном отношении  вид культурного общения людей.
Поиск новых функций шахматных фигур, оформление их внешнего облика, развитие и разработка Правил шахмат происходили постепенно. Требовались столетия для того, чтобы внести в структуру шахматной игры какие-либо изменения, дополнения, уточнения... Красивая легенда о том, как к индийскому императору пришел мудрый старец, придумавший шахматы и попросивший в награду пшеницы, рушится даже при поверхностном изучении шахмат. Одному человеку создать шахматы не по силам.
Шахматы, по своему складу, являются понятием интернациональным. Слово «шах» взято из персидского языка и означает «государь», слово «мат» - из арабского и означает «умер». Сама игра появилась и  стала популярной в Индии, называлась «чатуранга» и велась на истребление фигур. В Кушанском царстве был придуман «мат» (я бы сказал, что это удивительное по мудрости  и выдающееся по красоте, чисто шахматное  изобретение), в Европе шахматная доска стала «черно-белой» (раньше была просто разлинована на квадраты), а  главная фигура «Король» представляет европейскую культуру. В начале XV века, в Испании, в результате реформации, шахматы приняли современный вид.

4.  Легенда: «Свирепый  шах»

В раннем детстве, когда я только познакомился с шахматами, мне было не понятно, почему нападение фигуры одной стороны на Короля другой стороны называется «шахом». Я принимал шахматы в том виде, в котором они существовали, но мысль о вышеприведенном вопросе меня не покидал и никто мне не мог дать удовлетворительного ответа на мой странный вопрос.  Говорили: «так принято».  Когда я стал взрослым и  заинтересовался историей мировой культуры, то с удивлением  узнал, что древней Персией правил шах.

В Египте государством управлял фараон, в Иудее царь, в Турции султан, в Индии, Китае, Японии император, в некоторых странах Востока эмир, а в Персии шах. Не здесь ли кроется связь между названиями главы государства и атаки на шахматного Короля?

И в моем воображении вырисовалась целая цепь возможных событий, связанных с возникновением древних шахмат, которые можно квалифицировать,  как еще одну легенду.  Предлагаю Вашему вниманию свои некоторые представления по поводу того,  как всё произошло.

 

До прихода  ранней "чатранги" в Персию, шахматные фигуры не имели конкретного образного представления, а носили характер условного и малозначительного  различия внешнего облика игральных фигур, действующих в различном функциональном режиме. И поначалу, главной фигуры на шахматной доске не было вообще - как в шашках. Игра велась на истребление фигур.

Какой-то из персидских шахов страстно заинтересовался этой игрой и добился хороших игровых показателей.  Придворные, заметив, что государь  уделяет  новой игре в фишки больше внимания, чем управлению страной, решили угодить правителю и поощряли его увлечение.  Среди придворных нашелся ловкий человек, который предложил ввести в новую игру главную фигуру под названием «Шах». (Главная шахматная фигура Шах пишется с большой буквы, так как носит имя собственное). Персидскому шаху эта идея понравилась, и он такую инициативу должным образом оценил. Возможно, в этот исторический момент фантазия у придворных и самого шаха разыгралась, и на шахматной доске появились кони, слоны, ладьи, пешки, советник Шаха Ферзь. Возможно, так появилась игра под названием "чатранг" в образном представлении.

Персидский шах был в восторге. Он всех побеждал. Мог ли кто-либо из придворных допустить мысль о том, что у самого шаха возможно выиграть?  Атаковать шахматную фигуру Шаха без предупреждения запрещалось. Новая игра обрела  популярность и стала быстро распространяться как в самой Персии, так и за ее пределами.

Когда к персидскому шаху приезжали знатные гости из других городов или стран, то шах непременно знакомил гостей с новой игрой и обыгрывал их, демонстрируя перед придворными и гостями  свое величие во всем.

Однажды, во дворец к персидскому шаху прибыли гости из какой-то другой страны. Шах гостей мило встретил и после обильного застолья предложил играть в  "чатранг".

Главный гость являлся не обычным человеком, а главой соседнего государства, которому следовало показать, путем игры в "чатранг", свое превосходство. Шах был уверен в себе и придворные не сомневались в победоносном исходе борьбы в пользу шаха. Но оказалось, что гость хорошо знаком с игрой и обстоятельства сложились не так, как предполагалось. Случилось непоправимое - гость выиграл у шаха. Шах был взбешен, он был вне себя от возмущения. Наглость гостя, с точки зрения шаха и его придворных, посмевшего выиграть у шаха в его дворце, была беспредельной и  поразительной.

Шах, в порыве ярости, проявил  жёсткость своего нрава и приказал запретить "чатранг" в стране навсегда.  С тех, давних пор и по нынешнее время, шахматы в Персии, а затем, с 1935 года, в Иране запрещены. (В 1935 году Персия была переименована и получила современное название Иран). Если официально шахматы не запрещены, то не культивируются.

 

Вот такая история мне привиделась в моём воображении.  Обратите внимание – в древней Персии шахматы были популярны и имели свое название "чатранг", а в настоящем Иране в шахматы не играют.  Мне думается, запрет на шахматы мог ввести в стране однажды разъяренный шах в результате какого-то сокрушительного поражения за шахматной доской.  

В  "чатранге"  атаку шахматной фигуры одной стороны на шахматную фигуру «Шаха» другой стороны,  следовало объявлять вслух, предупреждать партнера о нападении на его Шаха, возможно, следующей фразой: «атака на Шаха». Не может быть такого положения, при котором фраза «атака на Шаха» или просто «шах» произносилась бы в то время, когда на шахматной доске находилась главная фигура с другим названием. На шахматной доске в те, далёкие времена, в качестве главной фигуры, несомненно, был Шах. А это означает, что ранние шахматы в образном представлении первоначально сформировались в древней Персии. Если бы шахматы первоначально сформировались в Индии, то главная фигура носила бы название Император.  Я так думаю. Это мое мнение. 

Еще одна интересная деталь в цепи логических рассуждений. Раз название главной фигуры Шах появилось в Персии, то и названия других фигур, в след за этим,  также родились в Персии.  Не могло быть такой ситуации, при которой другие фигуры имели свои названия, а главная фигура ходила без названия. Вначале кого-то осенило, и главной фигуре на шахматной доске было присвоено название Шах, а уже за этим получили названия другие фигуры: кони,  слоны, ладьи, пешки, советник Шаха Ферзь (фирзан – означает советник).  Если бы шахматы сформировались в какой-то другой стране, то название главной фигуры могло быть каким угодно, но только не «Шах».

В поисках истины, опираясь на логику мышления, цепляясь за отрывочные  исторические свидетельства, призывая на помощь воображение, догадки, метод вычисления, приходим к заключению: родоначальницей «чатуранги» была древняя Персия, забывшая о своем создании в наши дни.  В Индию шахматы пришли из Персии и пользовались большой популярностью. Возможно, шахматная фигура Шах существовала, примерно, до VIII столетия новой эры.

 

Карл Великий (Carolus Magnus 742-814г.г.) Франкский король с 768 года, из династии  Каролингов. В 800 году, в Риме коронован  как император  Франкского государства, возникшего на части Римской империи.

Карл Великий, путем военных сражений создал и укрепил процветающую империю. Однако, внуки Карла Великого: Лотарь, Карл Лысый и Людовик Немецкий  разделили, некогда благополучное  государство, между собой на три части  в соответствии с Верденским Договором (843г.). Так образовались Италия, Франция и Германия - государства, которые  впоследствии  неоднократно между собой воевали. Этот раздел  благодатного государства на троих мне напомнил другой раздел Великого государства на троих (1991г.). Но это совсем другая история.

Карл назывался Великим потому, что он создал Великое государство. Его имя стало нарицательным, и каждый из руководителей другого государства стремился подражать Карлу Великому. С этих пор, в ряде государств Европы  появились должности главы государства под названием «король».
 В связи с тем, что в Персии шахматы были запрещены и забыты, а в Европе появился выдающийся государственный деятель в лице Карла Великого, то главная шахматная фигура, примерно, с VIII столетия стала называться «Король». Смена названий главной шахматной фигуры произошла сама по себе, всеми была принята, как должное. Скорее всего, это произошло в честь Карла Великого, потому название шахматной фигуры, заключающей в себе символический смысл величия исторического лица, «Король» следует писать с большой буквы. Название шахматной фигуры является именем собственным.

Вместо Шаха на шахматной доске появился Король, а атака на Короля, по прежнему, носит название «шах».

Шахматы отражают жизнь, а жизнь стремится приблизиться к порядку, действующему в шахматах.

Шахматы - это суммарный результат развития мыслительных способностей человеческого мозга за многовековой исторический период. Шахматы, своим существованием качественно улучшали общество, а общество, умнея, совершенствовало шахматы. Шахматные достижения - показатель умственной зрелости человеческого мозга.
Появление 100-клеточных шахмат выводит человечество на новый, более высокий уровень разумной, рациональной, сознательной и мыслительной деятельности

 5.  Стоклеточные…  шашки.

В 1983 году, в еженедельнике «Неделя» вышла статья Михаила Ивановича Буянова под названием «Узник замка Иф» (на этот материал ссылается автор статьи о шахматах     в еженедельнике «Неделя»), где было рассказано о жизни и деятельности аббата Жозе Кустодио де Фариа, действующего в качестве одного из персонажей в романе Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». Оказывается, это не вымышленный образ, а историческая личность. Эдмон Дантес (граф Монте-Кристо) общался с соседом по камере в замке Иф с выдающимся человеком. 

М.И.Буянов представил Жозе Кустодио де Фариа как автора первой в мире монографии по гипнозу, а также как изобретателя стоклеточных шахмат.  Я заинтересовался судьбой этого человека.

 

Аббат де Фариа был человеком удивительной судьбы и не менее удивительных дел. Он родился  31 мая  1756 года в небольшой португальской колонии Гоа, что на западном побережье далекой Индии. В Гоа, как и во многих других португальских колониях, представители местной знати часто принимали католичество, что обеспечивало им более прочное положение и способствовало карьере в любой отрасли. 

Отец будущего аббата Каэтано де Фариа происходил из рода индийских брахманов (каста священнослужителей),  принявших христианство. Супруга Каэтано де Фариа - мать будущего аббата - была португалкой. При рождении их сын получил имя Жозе Кустодио де Фариа.

Когда сыну  исполнилось 15 лет, отец увез его в Португалию. В Лиссабоне отец и сын пробыли недолго и отправились в Италию, в Рим, где отец окончил медицинский факультет университета и получил степень доктора медицины, а Жозе Кустодио получил богословское образование и в 1780 году стал доктором теологии.

 «Дипломированными специалистами»  отец и сын де Фариа вернулись в Лиссабон. Здесь отец стал исповедником королевской четы, а сын получил пост священника в королевской церкви. В 1788 году оба доктора де Фариа практически бегут из Португалии и переселяются в Париж. Исследователи полагают, что причиной их бегства послужило раскрытие заговора, в котором они могли принимать участие. А хотели заговорщики полного отделения Гоа от метрополии.   Но и в столице Франции отец и сын, по-видимому, проявили политическую неблагонадежность, так как младший де Фариа вскоре был арестован и брошен в застенки Бастилии.

 Нескольких месяцев, проведенных в тюрьме, хватило Жозе Кустодио де Фариа для того, чтобы первый раз войти в историю в качестве ... изобретателя стоклеточных шашек. Один из надзирателей, служивших в Бастилии, был заядлым игроком в шашки и аббат, чтобы скоротать время, часто с ним играл, но каждая партия длилась недолго, и  тогда, чтобы продлить время игры, де Фариа и придумал -  стоклеточные шашки.
Неизвестно, сколько еще месяцев или даже лет предстояло провести аббату Жозе Кустодио де Фариа в тюрьме, но, на его счастье, началась революция. 14 июля 1789 года народ штурмом взял Бастилию и выпустил всех узников. Молодой Фариа приветствовал революцию, соответствовавшую его прогрессивным убеждениям. Мало сказать приветствовал - он стал ее активным участником и получил под свое командование отряд санкюлотов (вооруженной городской бедноты). Сражаясь во главе отряда, недавний заключенный Бастилии доказал, что и военное дело дается ему не хуже богословия. Вполне возможно, что аббат де  Фариа нашел бы себе новое призвание в качестве военачальника революционной армии, если бы не установившаяся в 1793 году якобинская диктатура. Развязавшие массовый террор якобинцы культивировали в стране атмосферу всеобщего страха и подозрительности.  Сначала арестовывали и казнили, а уже потом разбирались, или же не разбирались вовсе.

Индо-португалец Жозе Кустодио де Фариа отличался  своей прямотой и радикальностью суждений и в сложившейся обстановке  был вынужден бежать из Парижа в Марсель, где, по  некоторым сведениям, даже получил звание профессора местной академии и занялся преподаванием медицины. Однако, научные интересы, как бы сильно они не занимали Жозе Кустодио, не могли пересилить в нем стремления к политической деятельности. Свержение якобинской диктатуры в 1794 году привело к власти во Франции правительство, откровенно ориентированное на защиту интересов буржуазии. Состояние кучки богатеев росло как на дрожжах, народные же массы стремительно нищали.

 От борца за отделение колонии Гоа от метрополии, вольнодумца и участника Великой французской революции Жозе Кустодио  стал сторонником тотального переустройства современного ему общества. Однако властям удалось выйти на след революционеров, которые казались им гораздо опаснее любых якобинцев. Был схвачен и аббат де Фариа. Его доставили в Марсель и заточили в знаменитый замок Иф, в котором он был обречен гнить заживо в одиночной камере.

 По сюжету романа Александра Дюма  «Граф Монте-Кристо», так оно и случилось.  Аббат де  Фариа, показанный глубоким старцем, «вечным узником» замка Иф, помог бежать Эдмону Дантесу, но сам умер в заключении. В действительности же, чтобы не сойти с ума и не потерять человеческий облик, Жозе Кустодио регулярно прибегал к самовнушению и гипнозу, используя, в том числе, и тот опыт, который он получил еще в Гоа, наблюдая индийских йогов. Самое главное - он не терял веру в себя и оставался оптимистом. Семнадцать ужасных лет, проведенных в камере замка Иф, не сломили этого удивительного человека.  Жозе Кустодио да Фариа вышел на свободу шестидесятилетним стариком.
Недолгие годы, которые аббат Фариа прожил после выхода из заключения, вписали его в историю не только как изобретателя стоклеточных шашек, революционера-коммуниста и «долгосрочника» замка Иф, но, прежде всего, как одного из основоположников психотерапии.

 Седой смуглый человек, за плечами которого была столь богатая и насыщенная событиями, радостными и трагическими, жизнь, поселился в Париже и открыл в доме 49 на улице Клиши собственные магнетические классы, в которых проводил сеансы гипноза с взрослыми людьми,  детьми, и даже с домашними животными. Цена за сеанс  составляла чисто символические пять франков.

 Его монография по гипнозу была напечатана в день его смерти 20 сентября 1819 года.

                                                (Материал взят из  Интернета с сокращениями).

 

В жизни часто бывает так - ищешь одно, а находишь другое. Я искал материал, касающийся 100-клеточных шахмат, а нашел изобретателя 100-клеточных шашек. Несмотря на то, что шахматы и шашки являются близкими по духу и родственными видами спорта, тем не менее, между ними имеются огромные различия, приводящие к тому, что шахматы и шашки – это два разных вида спорта. Профессор М.И.Буянов перепутал эти виды спортивного творчества и внес в историю шахмат весьма существенную путаницу, но все стало на свои места. Я к шашкам отношусь с большим уважением, и потому познакомил Вас с бурными буднями жизни автора стоклеточных шашек.

Торжественно представляю Вам изобретателя 100-клеточных шашек -  Жозе Кустодио де Фариа (31.05.1756 - 20.09.1819). Стоклеточные шашки родились в застенках тюрьмы Бастилии, примерно в 1788-1789 г.г.

 6.  Великий Капабланка.

Писатель Юрий Нагибин, страстно любивший шахматы, написал обстоятельную статью к книге гроссмейстера Сало Флора «Сквозь призму полувека», в которой дал высокую оценку названной книге. Из этой книги мы узнаем, что С.Флор был лично знаком со всеми чемпионами мира по шахматам, начиная от Эмануила Ласкера и до Гарри Каспарова, с многими играл в шахматы и со всеми сохранил добрые человеческие отношения.

С.Флор был специалистом высшей квалификации, объективным и справедливым судьей событий, в гуще которых протекала его жизнь. С.Флор был свидетелем и участником многих мероприятий в шахматном мире, имеющих историческое значение. Это целая эпоха в шахматах.
С.Флор в своей книге, в частности, пишет (стр. 11-12):
«Эмануил Ласкер, не уступавший никому шахматного трона в течение 27 лет, в 1921 году потерял свое звание после встречи с Хосе Раулем Капабланкой. Этот матч был рассчитан на 30 партий, но при счете 4:0 в пользу Капабланки и при десяти ничьих,  Ласкер сдался.  Как он писал впоследствии в своей книге о матче, на него отрицательно повлиял тропический климат Гаваны, но при этом Ласкер нисколько не умалял победы Капабланки и дал новому чемпиону мира весьма лестную характеристику.
тиль Капабланки, пишет Ласкер, - кристально чистый, отличается железной логикой, точностью. Глубина игры Капабланки - это глубина не математика и не поэта, он всегда предпочитает ясность позиции".
Игра Капабланки произвела на Ласкера сильное впечатление, но, задавая вопрос, является ли Капабланка идеальным чемпионом мира, Ласкер заявил, что стиль Капабланки может привести к ничейной смерти шахмат. Это было обоснованное опасение, и не случайно сам Капабланка считал, что при желании может свести любую партию вничью. Опасаясь ничейной смерти шахмат, Капабланка предлагал провести реформу: например, сделать доску не 64-клеточную, а 100-клеточной».

Хосе Рауль Капабланка в ранге Чемпиона мира по шахматам высказал вышеприведенную идею впервые,  за что его благодарит Федерация стоклеточных шахмат.  В память о великом шахматисте и мыслителе в марте-апреле 2009 года на Кафедре шахмат РГУФК под руководством Е.П.Линовицкого  состоялся Чемпионат  Москвы по стоклеточным шахматам им Х.Р.Капабланки. Чемпионом Москвы стал Роман Борзов (мс).
Неизвестным является то, какие новые фигуры предлагались. По сведениям, имеющим различное происхождение, предлагалось: 3 коня, 3 слона или фигуры, совмещающие функции коня, слона и ладьи, возможно и другие были мнения. По каким-то причинам, вариант стоклеточной шахматной игры не нашел поддержки.
Всего вышесказанного, в юности я не знал, занимался классическими шахматами с большим энтузиазмом, предполагал, что в шахматах добьюсь приличных результатов, но не думал, что когда-нибудь буду писать изложение на шахматную тему, получу Патент на изобретение 100-клеточных шахмат, а главное - признание и поддержку специалистов.
Когда я узнал, что Вице-президент РШФ А.И.Крюков и Исполнительный директор РШФ А.В.Королев играют между собой блицы в 100-клеточные шахматы, то для меня это известие явилось высшей похвалой, лучшего подарка от судьбы, быть не могло.

7.  Древние-молодые  шахматы.

В 1749 году в Париже выходит книга Франсуа Андре Филидора (1726-1795г.г.) под названием: «Анализ шахматной игры». В 1836 году в Париже издается первый шахматный журнал «Паламед».

 Первый шахматный учебник был издан в России И.Бутримовым  в 1821 году.

Александр Дмитриевич Петров (1794-1867г.г.)  написал труд: «Шахматная игра, приведенная в систематический порядок» (1824г.).

 Первый международный турнир по шахматам состоялся в Лондоне в 1851 году.

Первый шахматный клуб в России был открыт  в Петербурге в 1853 году.

 Первый русский шахматный журнал под названием «Шахматный листок» издавался ежемесячно в Петербурге в 1859-1963г.г.  Редактор В.Михайлов, издатель Г. Кушелев-Безбородко. “Возник как орган, призванный служить выражением степени развития и успехов шахматной науки в России” (В.Михайлов).

                     

 «Шахматный вестник» - ежемесячный журнал, издававшийся в Петербурге в 1885-1887г.г..   Орган Петербургского общества любителей шахматной игры.  Издание осуществлялось М.И.Чигориным,  рассматривавшим его,  как продолжение журнала «Шахматный листок» и видевшим его задачу в распространении шахматных знаний в России и объединении русских шахматистов.

«Организация и деятельность! — вот пароль и лозунг борца за будущее процветание шахмат в нашем отечестве».

В 1885г.  М.И. Чигорин выдвинул в журнале «Шахматный вестник» идею основать общероссийский шахматный Союз с ежегодными конгрессами и турнирами поочерёдно в разных городах. Однако создать союз удалось лишь 10 апреля 1914г.; инициатор - Петербургское общество любителей шахматной игры. Председатель Союза был избран

П. Сабуров (младший), товарищем (заместителем) председателя - Б. Малютин, секретарями - С. Вайнштейн и В. Чудовский.

Первоначально Всероссийский шахматный союз насчитывал 85 индивидуальных и 738 коллективных (групповых) членов, которые образовали 27 местных отделений. Основными задачами Союза являлись: устройство всероссийских и международных шахматных турниров, распространение шахматной игры на местах, издание шахматной литературы.

 

«Двухнедельный журнал»,  издавался в Москве в 1913-1916г.г.. Издатель - Алексей Алехин (брат будущего чемпиона мира Александра Алехина),  редактор - С. Симсон. Возникновение издания стимулировало подъём шахматной жизни в России.

В редакционном обращении к читателям говорилось, что популярность шахмат в России с момента издания «Шахматного вестника» М. Чигориным возросла: появилось немало сильных мастеров,  значительно пополнились ряды любителей.

«Шахматный вестник» сразу выдвинулся в число лучших шахматных изданий мира, в основном благодаря широте информации, оперативному освещению шахматной жизни, высокому качеству комментариев к партиям.

В журнале активно сотрудничал Александр Алехин. Журнал предпринимал попытки создания «Всероссийского шахматного союза». Тираж «Шахматный вестник» (1 тысяча экземпляров) был для того времени небывало высоким, однако издательские расходы покрывались лишь наполовину; финансовое положение журнала особенно ухудшилось в связи с 1-й мировой войной 1914-1918г.г.; издание окончательно прекратилось в 1916г. (№ 19-20). «Шахматный вестник» был последним периодическим изданием дореволюционной шахматной печати России.

 

В связи с начавшейся 1-й мировой войной 1914-1918г.г. Союз практически не успел

начать свою деятельность. Прекратилось издание его печатного органа «Известий Всероссийского шахматного общества» (всего вышло 2 номера - 25.6.1914 и 15.2.1917).

 

В начале 1920-х годов Петроградское шахматное собрание выступило с инициативой объединения шахматистов страны путём воссоздания Всероссийского шахматного союза. В июле 1923г. Союз насчитывал 32 отделения (1159 шахматистов). Председатель союза был С. Вайнштейн, товарищем председатель - Н. Григорьев, 1-м секретарём - 

П. Романовский. Однако,  организационные формы и методы деятельности Всероссийского шахматного Союза не соответствовали требованиям советского шахматного движения, поэтому на 1-м Всесоюзном шахматном съезде (1924г.),  Союз был упразднён;  в постановлении съезда указывалось: «Признавая, что ВШС сыграл в своё время положительную роль в деле объединения шахматистов и развития шахматного дела в стране, съезд считает его работу законченной».

 

В 1924 году  основана Всемирная шахматная Федерация.

 

На 3-м Всесоюзном шахматном съезде (Москва, 1924г.) Всероссийский шахматный Союз был упразднён и при Высшем совете физической культуры (ВСФК) при ВЦИК была создана Всесоюзная шахматно-шашечная секция — прообраз будущей Шахматной федерации СССР, которая занималась развитием шахматы в РСФСР.

 

Шахматная федерация СССР — общественная организация при Госкомспорте СССР, объединяющая на добровольных началах шахматистов, тренеров и судей по шахматам. Совместно с Управлением шахмат и шашек Госкомспорта СССР руководит шахматным движением в стране, представляет советских шахматистов в ФИДЕ. Печатный орган Федерации - журнал «Шахматы в СССР».

С тех пор советское шахматное движение связано с деятельностью советов физкультуры. Шахматы получили государственную поддержку и широкие возможности для развития. Несмотря на создание секции, в стране фактически не было органа, который занимался бы развитием шахмат во всесоюзном масштабе; в каждой республике действовали свои ВСФК.

 

В 1927г.  в Москве состоялся пленум шахматной секций союзных республик, который принял решение о создании Совета шахматной секций СССР, временно действующего при ВСФК, но обладавшего всесоюзными полномочиями.

 

В 1930г.  был создан ВСФК при  ЦИК СССР и шахматно-шашечная секция стала действовать при нём.

 

В 1951 шашисты выделились из Всесоюзной шахматно-шашечной секции, создав свою отдельную секцию.

 

В 1924 году Пречистенский бульвар был переименован в Гоголевский.

Центральный шахматный клуб (ЦШК) был основан в августе 1956 года (Гоголевский бульвар 14), затем переименован в Центральный Дом шахматиста (ЦДШ).

 

В августе 1959г.  Всесоюзная секция была преобразована в Шахматную федерацию СССР при Комитете по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР.

Активная организаторская деятельность Всесоюзной шахматно-шашечной секции (до 1938г.  председатель Н. Крыленко), а затем (с 1959г.)  Шахматная федерация СССР способствовала популяризации шахмат в стране, превращению их в массовый вид спорта. Возросло мастерство советских шахматистов, возникла советская шахматная школа, занявшая ведущее положение в шахматном мире.

Высшим органом Шахматной федерации СССР является её Совет, в состав которого входят представители республиканских федераций, Москвы и Ленинграда, Всесоюзного добровольного физкультурно-спортивного общества профсоюзов (ВДФСО), спортивных клубов Советской Армии и «Динамо», комсомольских организаций, средств массовой информации, сотрудников Госкомспорта СССР. Совет избирается сроком на 4 года, пленарные заседания проводятся раз в 2 года. Совет Шахматной федерации СССР избирает открытым голосованием.  Президиум - исполнительный орган Совета, который руководит работой Федерации в промежутке между пленумами.

Президиум избирается сроком на 4 года. Он состоит из председателя, 3 заместителей председателя, ответственного секретаря и членов президиума. Президиум собирается 1 раз в месяц и не реже 1 раза в 2 года отчитывается перед Советом федерации.

В целях широкого привлечения общественного актива и лучшей организации работы, Президиум федерации образует тренерский совет, высшую квалификационную комиссию, всесоюзную коллегию судей; комиссии: молодёжную, женскую, по пропаганде и печати, по массовому развитию шахмат, по этике, по шахматной композиции; Совет заочных соревнований. Президиум федерации имеет право создавать по мере необходимости другие постоянные или временные комиссии.

 

В 1992 году была основана Российская шахматная Федерация (РШФ).

 

Профессиональная шахматная ассоциация (ПША), англ. Professional Chess Association, PCA - организация, созданная в 1993 году по инициативе Гарри Каспарова и Найджела Шорта, которые приняли решение провести матч на первенство мира без участия ФИДЕ.

В течение 1995 года под эгидой ПША состоялось три крупных турнира, объединённых в серию «Супер-классик». Мемориал Таля в Риге и турнир в Новгороде выиграл Каспаров, а в турнире в Хоргене два первых места разделили Владимир Крамник и Василий Иванчук.

Многие шахматисты участвовали в турнирах в рамках обеих организаций, и в рамках обеих организаций проводились свои матчи на звание чемпиона мира.

В 1996 году основной спонсор ПША Интел отказался от дальнейшего финансирования, и ПША вскоре прекратила своё существование, однако титулы чемпионов мира были объединены лишь в 2006 году, когда Владимир Крамник выиграл матч за звание чемпиона мира у Веселина Топалова.

 

В  июне 1999 года  Международный Олимпийский Комитет признал шахматы спортом, а ФИДЕ единственной организацией, отвечающей за развитие и пропаганду шахмат в мире.

 

14 апреля  2000 года законодательно учреждена Региональная  (Московская)  Федерация стоклеточных шахмат. Руководящим органом является Президиум ФСШ. Президент  ФСШ В.И.Дубровский, Вице-президент ФСШ Т.А.Корнеева, Ответственный секретарь А.Л.Вартанян.

 

Из вышесказанного следует, что древние шахматы  сравнительно недавно получили признание культурных слоёв общества, утвердились в качестве спортивного вида деятельности человека, основанного на мыслительном искусстве личности и представляются  весьма молодой и развивающейся структурой.

Благодарю Вас за внимание, проявленное к 100-клеточным шахматам.

                                                                                                                                                  Всеволод Дубровский

 


 

 

Сайт работает на LinkorCMS Copyright © Федерация стоклеточных шахмат 2002 Все права защищены