Федерация стоклеточных шахмат
Вход для пользователей
Забыли пароль?   Регистрация
О федерации Новости Фото Файлы Статьи Контакты
 

 

                                            Аннотация  

                    (Краткое изложение Правил  стоклеточных  шахмат).

Правила шахмат ФИДЕ (классические шахматы) составляют основу Правил стоклеточных  шахмат с некоторыми изменениями и дополнениями.

1. Цели и задачи игры аналогичны классическим шахматам.

2. 100-клеточная квадратная шахматная доска (10х10) содержит 50 "белых" полей, 45 "черных" полей и 5 полей, расположенных на вертикали "е" вместо темных полей, окрашенных в красный цвет или выделенных иным способом.

Шахматные фигуры: Король, Генерал, Шут и пешка, находящиеся на "королевской" вертикали "е", функционально усиливаются.

3. Шахматные фигуры традиционного ряда, действующие в условиях 100-клеточного игрового пространства, сохраняют все, свойственные им, функции и игровое предназначение.

ФИДЕ признает для шахматных турниров алгебраическую нотацию и рекомендует использование её  в шахматных соревнованиях повсеместно:

а).  Буквенные обозначения шахматных фигур, принятые ФИДЕ в английском представлении  (в скобках русские обозначения шахматных фигур):

«K» – King,  (Король – рус. «Кр»); «Q» – Queen, (Ферзь – рус. «Ф»); 

«R» – Rook, (ладья – рус. «Л»);      «B» – Bishop, (слон – рус. «С»);

«N» – Knight, (конь – рус. «К»);     «G» – General, (Генерал - рус. «Г»);

«Z» - Zany,  (Шут – рус. «Ш»);  пешки буквенного обозначения не имеют, указываются только поля их нахождения и перемещения.

в).  Изменения шахматной терминологии: 

- взятие фигуры обозначается знаком «х»,  вместо «:»;

- «шах» обозначается знаком «+»,  как и раньше;

-  двойной «шах» -  «++»;

-  «мат» - «#»;

-  взятие  пешки  «на проходе»  обозначения не имеет. 

 4. В игру вводятся две новые, самобытные шахматные фигуры под названиями: "Генерал" и "Шут".

а) ШАХМАТНАЯ ФИГУРА «ГЕНЕРАЛ»  (“GENERAL”).

Генералы перед началом шахматной партии находятся рядом с Ферзями на полях: g1 ("белые" фигуры) и g10 ("черные" фигуры).

Генерал ходит, атакует фигуры противника и защищает собственные фигуры по вертикали и горизонтали в пределах двух соседних полей во всех направлениях. Указанные ходы Генерала называются "прямыми".

Кроме прямых ходов, Генерал может совершать ходы, огибающие соседние поля - "огибающие" ходы. Таким же образом Генерал может брать фигуры противника и защищать собственные.

Генерал, находящийся на поле любого цвета вертикали "е", называется "сильным" Генералом.

Сильный Генерал получает право контролировать горизонтальные и вертикальные линии на всей шахматной доске, наподобие ладьи. В этом случае, Генерал сильнее ладьи, в связи с тем, что, кроме свойств ладьи, может совершать и "огибающие" ходы.

b) ШАХМАТНАЯ ФИГУРА «ШУТ»  (“ZANY”).

Шуты в исходной позиции располагаются рядом с Королями, на полях: d1 ("белые" фигуры) и d10 ("черные" фигуры).

Шут ходит, атакует фигуры противника и защищает собственные фигуры по диагонали в пределах двух соседних квадратов во всех направлениях. Вышеуказанные ходы Шута называются "прямыми".

Кроме прямых ходов по диагонали на одно или два поля, Шут может совершать и "огибающие" соседние квадраты ходы, таким образом брать фигуры противника и защищать собственные. Важно, чтобы, при этом, соседние квадраты, находящиеся в диагональном направлении, были свободны.

Шут, находящийся на поле любого цвета вертикали "е" (королевской вертикали), называется "сильным" Шутом.

Сильный Шут способен контролировать диагональные линии во всех направлениях по всей шахматной доске, наподобие слона, при этом сохраняя право на огибающие ходы.

5. Ходы шахматных фигур. Завершенный и незавершенный ходы.  “Прямые“ и "огибающие" ходы новых фигур,  "невозможный ход",  "пропущенный "шах"",  "превращение" проходной пешки в фигуру.

6. Король в новых шахматах. Король на всем пространстве шахматной доски, кроме вертикали «е», сохраняет свойства Короля в классических шахматах.  Король, находящийся на любом квадрате вертикали "е", функционально усиливается в два раза по сравнению с традиционным Королем. Король может атаковать Короля, а также Король может быть сбит шахматной фигурой противника или Королем-соперником.

7. "Королевская пешка". Пешка, находящаяся на вертикали "е", получает возможность двигаться и проявлять атакующие свойства не только вперед, но и в обратном направлении.

8. "Пешка Короля". Король, в ходе игры, достигнувший "королевского квадрата" Короля-соперника, получает, один раз за игру, дополнительную пешку своего цвета, обладающую известными функциональными способностями.

Пешка,  добытая Королем в результате его прохода через все шахматное поле, ставится в любой квадрат собственного "пешечного ряда" одновременно с ходом Короля, фиксирующим занятие чужого "королевского квадрата".

9. Рокировки. "Королевская рокировка" - стандартная рокировка. В новых шахматах Королю разрешается произвести королевскую (стандартную) рокировку в момент объявления ему "шаха".

"Пешечная рокировка" -  производится на любом участке шахматной доски и в любой момент игры. Происходит перемещение двух фигур одного цвета, где одной из фигур свойственно передвигаться по диагонали, а второй фигурой непременно является пешка. Пешка продвигается вперед по принципу взятия фигуры противника и устанавливается на место фигуры, а фигура становится на место пешки. Королевская пешка может производить рокировку в обратном направлении.

10. Проходная пешка - достигнувшая последней противоположной горизонтали превращается в фигуру, первоначально занимавшую данный квадрат. Шахматист, осуществивший проход пешки по вертикали "е", имеет право выбора шахматной фигуры, кроме Короля.

11. "Атакованное поле" - квадрат, атакованный фигурой противника. Для пешки одной стороны, делающей свой первый двойной ход ( через квадрат), "атакованное поле" может устроить не только пешка другой стороны, но и любая шахматная фигура.

12. "Связка" - шахматная фигура, "связанная" с Королем, может не только объявить «шах» Королю-сопернику, но и сбить Короля.

13. Регламент времени.   

1. На проведение одной полнометражной шахматной партии, каждому из игроков отводится по 3 часа. По истечении контрольного времени, шахматная партия не откладывается и доигрывание не предполагается. Игра продолжается до результата соревнования или до падения контрольного "флажка" на шахматных часах. (Результатом соревнования считается победа, поражение, ничья).

2. На проведение одной шахматной партии, играемой в режиме "быстрых шахмат", каждому игроку отводится по 60-90 минут (1-1,5 часа). Игра продолжается до результата соревнования или до падения контрольного "флажка" на шахматных часах.

 

3. На проведение одной "блиц-партии" каждому из игроков отводится по 10 минут. Игра продолжается до результата соревнования или до падения контрольного «флажка» на шахматных часах.

4. Допускаются другие варианты установки и учета контрольного времени по соглашению сторон или по решению арбитража.

 Авторское право © Дубровский В.И. Все права защищены.


 


 

 

 

 

 

 

 

Авторское право © Все права защищены.

Сайт работает на LinkorCMS Copyright © Федерация стоклеточных шахмат 2002 Все права защищены